Одновременно – и вполне ожидаемо – возникает вопрос о готовности людей к подобного рода переменам: меняется роль учителя, структура урока, увеличивается плотность обрабатываемой в единицу времени информации, повышается, как это ни странно, личное взаимодействие учеников друг с другом и с учителем. Вообще с развитием киберпространства с чрезвычайной остротой ощущается резко возрастающая роль человеческого (межличностного) общения. И простая, казалось бы, ситуация для неподготовленного учителя может стать непреодолимой проблемой.
Скажу о первоклассниках. Первого сентября для каждого из них началась новая эпоха: изменился режим жизни, возникли новые правила, появилась личная ответственность, которая дошкольникам практически неведома. Трудно всем, но одному – особенно: это гиперактивный ребeнок. Он не может усидеть на месте, не может долго выполнять упражнения, требующие сосредоточенного внимания, отвлекается сам, отвлекает одноклассников, «мешает вести урок».
Он неудобен учителю, одноклассникам, родители которых в скором времени начинают весьма болезненно реагировать на жалобы своих детей.
Такой ребeнок часто становится изгоем, отчего его проблемы только усугубляются. Как действовать в этой ситуации?
Во весь рост встают извечные русские вопросы – «кто виноват?» и «что делать?».
Кто-то скажет, что виноват учитель, который не владеет современными методами обучения; кто-то – что виноваты родители, которые плохо воспитали ребeнка; а вот специалисты полагают, что, как правило, это следствие очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами.
Поэтому самым правильным будет поиск ответа на вопрос: «Как помочь ребeнку социализироваться?». Так индивидуализация образования становится первостепенной практической задачей. И здесь важно научиться переводить привычное взаимодействие школы, родителей, врачей, психологов на новую технологическую основу. А без этого школа не сможет стать краеугольным камнем в развитии подлинно современного общества.
Установка понятна: сегодняшний учитель должен ориентироваться не на «среднего ученика», а реагировать на конкретные сигналы каждого. Сложно? Да. Почему? А потому, что так работать в педагогическом институте не учили; потому, что технологии развиваются быстрее, чем формируется профессиональный педагог; а ещe и потому, что родители не знакомы с новыми формами обучения, новыми форматами уроков и содержанием образования.
В этих условиях новые технологии призваны стать инструментом быстрого реагирования всех участников образовательного процесса: психолог дает совет учителю по текущей нестандартной ситуации, родители по совету учителя своевременно консультируются с врачом, учитель применяет новые формы обучения. Индивидуальная траектория развития ребeнка возможна только как результат совместных усилий – и его собственных, и взрослых, настроенных на его волну.
Информационные технологии не отменяют ни учителей, ни родителей, ни психологов – напротив, они резко изменяют и актуализируют их роль.
Важно понять: современная школа существует не только для детей, но и для родителей, а по сути – для всего общества. Сегодня школы Москвы открыты действительно для всех: они предлагают образовательные услуги для всех взрослых жителей микрорайона, зарождается традиция клубного дня директора школы, появился проект «Активное долголетие». Все эти проекты именно про межличностное общение, когда через личность учителя, директора школы общество воспринимает новые веяния науки, техники, технологии, новые особенности взаимодействия. И тот самый «трудный» ребeнок через призму педагога становится понятен обществу и не отторгается им, а развивается при непосредственном и непрерывном участии всех участников социальных отношений.
В своем совершеннолетии XXI век с приобретением больших возможностей должен обрести зрелость: научиться ими разумно и эффективно пользоваться. И в новом 2018 году я желаю всем и каждому развития и признания в этом благородном деле.