Она помогает усовершенствовать их, отвечает на вопросы и предлагает эффективные, результативные решения.
ТРИЗ доказала свою работоспособность, когда наши отечественные специалисты начали решать «нерешаемые» проблемы для ведущих инновационных компаний мира, таких как «Дженерал Электрик», «Дженерал Моторс», «Тойота» и многих других.
Как ТРИЗ применима к системе образования? Мы открываем новую рубрику, которую будет вести Анатолий Гин, мастер ТРИЗ, вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ, автор книг, изданных в 13 странах.
Студенты не хотят учиться?
Читаем новости: Рособрнадзор провел проверку студентов выпускных курсов в российских вузах. Две трети старшекурсников не справились с тестами по практической части, 94 % — по теории своей будущей специальности.
Ух ты! Ну на это же надо как-то реагировать? С точки зрения специалиста по ТРИЗ, это открытая прогнозная задача. То есть такая задача, условия которой нужно уточнять, отделять важное от неважного; при этом решения могут быть разными, и их последствия необходимо просчитывать.
Посмотрим, что предлагается в качестве решения: Рособрнадзор планирует кардинально изменить систему контроля качества образования — ввести в высшей школе двухступенчатую систему контроля. Студентов будут проверять сначала после второго курса, а потом — перед получением диплома. Такая система контроля качества образования в вузах уже утверждена ведомством.
Как вам такое решение? С позиции ТРИЗ это вообще не решение! Давайте порассуждаем. Итак, нам предлагают создать фактически ещe одну бюрократическую систему контроля. Естественно, она будет оплачиваться из средств налогоплательщиков и (как и всякая другая система контроля) вызывать дополнительные коррупционные явления. И это далеко не все минусы. А плюсы в чeм? Возможно, об этом есть какое-то представление у тех, кто привык все проблемы решать путем контроля. Ну предположим, обнаружилось на втором курсе, что 94 % или даже 70 % студентов недостаточно успевают, — выгнать их всех из университета? Или пригрозить пальцем? Надо понимать: без ответов на этот и еще десятки подобных вопросов даже обсуждать эту идею не имеет смысла.
Решение задачи
Как решаются такие задачи в ТРИЗ? Во-первых, мы формулируем идеальный конечный результат — ИКР. В данном случае он звучит так: студенты сами должны хотеть учиться.
А это возможно? Да еще как! Сначала пример хрестоматийный: мальчишка-подросток по восемь и даже больше часов в день работает на корабле: моет посуду, драит палубу, выполняет поручения, а вечерами при свете свечи читает книги. Фамилия мальчика — Пешков. И вырастет из него большой писатель, которого мы знаем как Максима Горького. Есть мотивация — есть прогресс, результат учебы. В картотеке ТРИЗ подобных примеров множество.
Из недавнего прошлого: в 1960-х годах нашего века очереди в планетарии были, как сегодня на самые популярные шоу. Страна, общество смогли создать моду на знание, интеллект. Многие выдающиеся ученые писали научно-популярные книги — на них выросло поколение великих инженеров, ученых и просто прекрасно образованных людей.
Вернемся к идеальному конечному результату. Почему это не происходит само по себе? Что мешает? Что мы можем сделать для того, чтобы решить эту задачу? Вот такие (несколько упрощeнно) вопросы интересуют ТРИЗ. Формулируется противоречие. Необходимо добиться такого-то результата, но мешает то-то и то-то. Затем анализируются ресурсы: что именно нужно для реализации задуманного, что из этого есть в наличии, а что можно тем или иным образом привлечь к решению задачи?
Без конкретного примера выглядит это немножко «шапкозакидательно». Поэтому приведу еще один пример — на этот раз из собственной педагогической деятельности.
Пример из жизни
Обычная городская школа, обычный седьмой класс, почти 40 учащихся. Как всегда, проблемы с выполнением домашнего задания. Я сформулировал ИКР: дети должны хотеть выполнить домашнее задание, должны буквально выпрашивать его. Объявляю: каждый раз вы будете получать очень простое домашнее задание — необходимый минимум. Его выполнение я буду контролировать на следующем уроке (это возможно организовать именно в том случае, если домашнее задание очень простое). Но те из вас, кто действительно хочет понимать физику, понимать явления природы вокруг себя, да и просто прокачивать свои умственные способности, могут это задание не делать.
Для них будет отдельное задание раз в неделю. Но сначала вы своей познавательной активностью должны убедить меня, что работать с вами таким образом имеет смысл. Это задание надо еще заслужить...
Через некоторое время образовалась группа учеников, претендующих на особое домашние задание. И между нами был подписан договор: их права и обязанности, мои права и обязанности. И соблюдали мы их до конца учебного года.
В течение года к этой группе захотели примкнуть еще несколько человек. И работать с ними было легко и приятно. А сам процесс был построен так, что практически не требовал от меня ни времени, ни дополнительных усилий. Но это уже частности...
В следующих публикациях мы вскроем другие противоречия образования.