– Как вы оцениваете итоги сегодняшнего мероприятия?
– Прежде всего хочу поблагодарить родителей за их отклик на наш призыв объявить бойкот и не приводить детей начальной школы сегодня на занятия. По моим подсчетам, 75% учащихся младших классов не пришли в школу. Это связано с тем, что спортивный комплекс, вокруг которого разгорелся весь сыр-бор, – это элемент образования именно начальной школы. Дошкольникам, учащимся начальной школы, особенно первого, второго классов, очень трудно усидеть на месте, и во время перемен для них очень важна физическая активность. Поэтому без спорткомплекса нарушился образовательный процесс. И родители выразили свой протест тем, что отказались от образовательной услуги.
Правда, директор школы заблокировал систему электронной фиксации прохода и выключил видеокамеры, и, соответственно, Департамент образования не получил официальных данных. Я поэтому снял видео, показал пустые классы и получил сводку непосредственно от преподавателей, сколько детей в классе: 52 ребeнка из 216.
– Как я понимаю, бойкот занятий был запланирован только на 11 января, в дальнейшем дети будут заниматься в штатном режиме?
– Конечно, мы же не экстремисты и не враги нашим детям. Я надеюсь, что наша позиция будет услышана. Что касается непосредственно открытого собрания, которое прошло 11 января, то, по нашей оценке, в нем приняли участие порядка 200 человек, основная часть площади перед входом в школу была заполнена. Главное требование, выдвинутое нами, – в пятидневный срок вернуть комплекс – получил однозначную поддержку со стороны собравшихся. Конечно, звучали требования со стороны родителей, которые уже устали от этих действий, о том, чтобы уволить директора. Потому что эти бессмысленные войны, постоянные переговоры не приносят пользы, и в результате мы ничего не созидаем, только впустую тратим наши силы. Педагоги, родители, дети вместо того, чтобы расти, развиваться, придумывать что-то новое, тратят эти силы на борьбу. Это ужасная ситуация. И мы не революционеры, не бойцы, мы просто хотим, чтобы наши дети учились в тех условиях, получали тот образовательный контент, который мы заказываем.
– Что произошло после собрания?
– Дальше проходили переговоры общественности с директором школы С.А. Москаленковым. Со стороны общественности приняли участие Артeм Соловейчик – главный редактор издательского дома «Первое сентября», председатель совета родительских комитетов Татьяна Смирнова, еще несколько активных родителей и представитель Департамента образования в управляющем совете Марина Владиславовна Ермакова. Марина Владиславовна вела эту встречу, предоставив слово всем участникам, каждой из заинтересованных сторон. Родители высказали мнение, что создание нового комплекса потребует дополнительных бюджетных денег, что в школе и так плохо с деньгами, средняя зарплата учителей в нашей школе – порядка 50 тыс. рублей, в то время как средняя по Москве – 70 тыс. рублей. При этом директор принимает такие странные решения – покупать новый комплекс вместо того, чтобы премировать передовые педагогические методики.
– Этот комплекс можно восстановить каким-то образом?
– Вот сейчас мы к этому подходим. На этом совещании мы приняли решение обратиться к производителю данного спорткомплекса, чтобы они дали свое заключение на предмет того, можно ли его восстановить и, если да, то сколько это будет стоить. Возможно, восстановление будет стоить гораздо дешевле, чем приобретение нового. И мы как раз именно об этом и договорились. О том, что в субботу, 13 января, организация – производитель совместно со мной, представителем управляющего совета, председателем совета родительского комитета Татьяной Смирновой, господином Москаленковым, инженерной службой, которая проводила демонтаж, проведет экспертизу этого комплекса на предмет его восстановления и стоимости этого восстановления. Я думаю, что в этой ситуации ни у кого не должно возникнуть вопросов, что компания, которая их производит, имеет все необходимые документы по сертификации данного комплекса, и подобных вопросов в будущем возникать не должно. Естественно, такой сертификат имелся, но, по всей видимости, при передаче дел от прежней администрации новой этот документ затерялся. И в результате директор принял самовольное решение по демонтажу спорткомплекса.
– Вы знаете, мне кажется гораздо серьeзнее то, что Сергей Александрович не воспринимает демократические, педагогические принципы системы Тубельского.
– Конечно, невозможно взрослого человека переделать. Мы потратили полгода на то, чтобы разъяснить ему эти идеи, о которых он не имел представления. «Ничего страшного, – рассуждали мы. – Пройдет время, и он привыкнет, ему понравится». Но этого не произошло. Демонтаж спорткомплекса в новогодние каникулы без согласования с родителями однозначно указывает на то, что человек не понимает эти принципы и не разделяет, он действует им наперекор. Это следующий вопрос, который надо уже поднимать на уровне Департамента образования, почему они сделали такой выбор и назначили на пост директора нашей школы такого человека.
– Есть такое мнение среди умеренной родительской оппозиции вашей школы, что новый кандидат может оказаться хуже этого. Где гарантия, что новый кандидат удовлетворит требованиям родителей вашей школы?
– Вы знаете, конечно, сколько людей, столько и мнений. В этом и прелесть нашей школы. Я счастлив от тех слов, которые Вы сейчас говорите. Как я могу к этому отнестись? Что дорогу осилит идущий. То есть, если не идти, то ты никогда не придeшь к цели. Если сейчас, я уже сказал, мы тратим своe драгоценное время, свои силы на борьбу, то мы ведь могли потратить эти силы на созидание. Ведь ужасно жалко этих усилий огромного коллектива: детей, родителей, которые вовлечены в это в течение последних семи месяцев. Я за то, чтобы не тратить своe время и силы и договариваться с департаментом о том, чтобы прислали человека профессионального, способного договариваться, слышащего чужие мнения, и педагога, а не хозяйственника.
– У Вас есть уверенность, что департамент пойдeт вам навстречу?
– У меня нет такой уверенности, и именно по этой причине мы сейчас с Вами разговариваем, поскольку я надеюсь на помощь всей педагогической общественности. И ещe раз хочу вернуться к началу нашего разговора. 75% родителей не привели 11 января своих детей в школу. Разве этого мало, чтобы нас услышать? 75% родителей сказали, что нам такое образование не надо. Мы имеем право выбирать образование для своих детей. Почему вы нам предлагаете какой-то суррогат? Что нам делать? Уйти в другую школу?
– Каковы ваши планы на ближайшее будущее?
– Кроме того, что мы договорились, что в субботу 13-го числа будет экспертиза этого комплекса, никаких других решений пока не достигнуто. В ближайшие пять дней в соответствии с родительской резолюцией никаких активных действий приниматься не будет. По итогам экспертизы я рассчитываю, что произойдeт ещe одна встреча со всеми заинтересованными сторонами.
Я рассчитываю, что до 25.01, к моменту открытого заседания управляющего совета, инцидент с комплексом будет исчерпан, и мы займемся обсуждением более важных вопросов.
Мы направили резолюцию в адрес руководителя Департамента образования Исаака Калины, мэра Москвы Сергея Собянина и министра образования Ольги Васильевой, и петицию в адрес педагогической общественности.