Во-первых, он попробовал одним из первых в СССР и России операционализировать идеи Дьюи и Макаренко об опыте ребенка как о главном педагогическом результате применительно к традиционной школе. Подчеркну – не применительно к пионерскому лагерю или к интернату, а к школе.
Во-вторых, он как управленец очень смело попытался разрешить противоречие между потребностью ребенка (прежде всего, подростка) в эксперименте, пробе, с одной стороны, и рутинностью, необходимой ритуальностью и повторяемостью школы, с другой стороны.
Он построил постоянно обновляющееся школьное самоуправление как разрешение этого противоречия. И, конечно, его наработки по построению школы, в которой подросткам не скучно, в которой их интерес к образованию не теряется, сегодня сохраняют и даже усиливают свою актуальность.
Я встречался с новым директором школы, с рядом учителей. Мне показалось, что директор понимает важность не просто сохранения, но и развития наследия Тубельского. Было бы важно сейчас обсуждать не взаимные обиды, а то, как двигаться вперед.