BIG DATA // Статья

«Лекториум»: просвещение для всех

Бренды борются за внимание аудитории, и привычные каналы информации перестают работать – мы все устали от информационного шума. Люди не доверяют анонимному голосу, но они прислушиваются к личности.

«Лекториум»: просвещение для всех

«Лекториум» начал свою работу в 2009 году как библиотека видеолекций крупнейших вузов и профессиональных сообществ; сегодня в нашем каталоге уже более 4200 видео.

В 2013 году мы открыли производство массовых открытых онлайн-курсов, и теперь «Лекториум», пожалуй, едва ли не единственное в стране профильное издательство МООК (Массовые открытые онлайн-курсы). Причем мы не только делаем курсы, но и запускаем их на нашей платформе. За все это время мы поняли: один только перевод образования в цифру не делает его ближе.

Курсы ручной работы, варианты съемок МООК. Производство: lektorium.tv

Зарубежные исследования показывают: у зрителей наблюдается сильное падение интереса к видео уже на 9–12 минутах. Несбалансированные по трудности задания или нечеткие формулировки тоже могут отбить желание учиться. Чтобы помочь слушателю преодолеть сложности и сделать для него обучение эффективным и захватывающим, мы придерживаемся ряда принципов при создании курсов.


ДАЕМ СЛУШАТЕЛЮ ВЫБОР

Некоторые из тех, кто запишется на курс, вообще не начнут обучение. Некоторые не пройдут дальше нескольких глав: как показал анализ 236 курсов Гарварда и MIT и четырех миллионов их слушателей, бесплатные сертификаты получают не так много студентов – медианное значение всего 7,7%. Казалось бы, все плохо. Однако есть значительная часть аудитории, которая приходит, чтобы проверить себя. Они проходят тесты, но не следят за дедлайнами. Кто-то просто смотрит ролики, но не делает задания, а кто-то приходит, чтобы забрать материал для своей работы.

На один наш курс по литературе для старшеклассников стали записываться учителя. Оказалось, они пришли посмотреть, как можно по-другому преподавать этот предмет, проверить свою квалификацию и, самое главное, забрать контент и методические наработки.

Трейлер курса «Петербургские перекрестки». Организатор: Президентский физико-математический лицей № 239,
Всероссийская Ассоциация учителей литературы (АССУЛ), Академия постдипломного педагогического образования (АППО). Производство: «Лекториум»

Для каждого типа слушателей мы готовим что-то свое. Для тех, кто хочет проверить себя – разнообразные интересные и сбалансированные задания; для тех, кто ценит видео – единый визуальный стиль, понятные, четкие иллюстрации, качественную анимацию, выездные съемки, которые помогают лучше раскрыть идеи автора. Для тех, кто хочет повысить свой уровень – дополнительные материалы.


ДЕЛАЕМ АКЦЕНТ НА ЛИЧНОСТИ

Бренды борются за внимание аудитории, и привычные каналы информации перестают работать – мы все устали от информационного шума. Люди не доверяют анонимному голосу, но они прислушиваются к личности: когда вы выбираете, на какой фильм пойти, вы, скорее, поверите мнению друга или известного вам кинокритика, а не красивой афише или трейлеру.

В образовании то же самое: акцент на личности удерживает внимание аудитории. Некоторые уже забыли, но раньше кафедра была столом, который принадлежал конкретному преподавателю. И если он уходил из вуза, он забирал стол с собой, и кафедра закрывалась.

Красивая анимация, которая тоже привлекает внимание, может устареть – посмотрите ТВ-шоу десятилетней давности. А авторский подход не устаревает. Найдите лекции Ричарда Фейнмана. Неважно, что они в формате SD, а свет плохо выставлен. Это Фейнман, и его харизма прокалывает все эти года, и вам действительно интересно смотреть его выступления.

В «Лекториуме» всегда стараются работать с харизматичными авторами, и, что очень важно, мы стремимся сделать так, чтобы на видео автор был не менее харизматичен, чем в лекционном зале.

Трейлер курса «Астрофизика: от звезд до границ Вселенной».
Организатор: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Производство: «Лекториум»


ОБЕСПЕЧИВАЕМ КУРСАМ ТРЕХУРОВНЕВУЮ ПОДДЕРЖКУ

Недостаточно просто запустить курс. Если студент не может разобраться в платформе, не понимает, почему правилен именно этот ответ, чуда не случится: ни студент, ни курс не достигнут своих целей.

Поддержка закрывает три типа задач. Во-первых, это помощь по предметному содержанию курса. Если студент спрашивает про решение конкретного уравнения, ответ может дать только автор или другой специалист-предметник. Во-вторых, работа с вопросами, которые не связаны напрямую с предметом: дедлайны и их переносы, выдача сертификатов – обычно это берет на себя команда вуза, которая составляет расписание. И, в-третьих, техническая поддержка, то есть все вопросы, связанные с работой платформы: от «почему у меня не проигрывается видео?» до «как загрузить свою работу на проверку?».

Работа над курсом не прекращается после его запуска. Важно собрать и проанализировать статистику: исправить ошибки, которые ускользнули от корректора, сделать нечеткие формулировки понятными, а «неработающие» задания – работающими. Надо понять, из-за каких трудностей слушатели бросают обучение, и помочь им их преодолеть. И, конечно, важно не забывать своевременно актуализировать материалы курса.


ДЕЛАЕМ КУРСЫ, К КОТОРЫМ ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ

Если у пользователя сохраняется доступ к курсу после его окончания, он позднее сможет досмотреть ролик или забрать какую-то информацию. И тут мы понимаем, что дополнительные материалы чрезвычайно важны. Это и презентации, и ссылки на книги, статьи, списки литературы, и лекции самого автора или его коллег, и все, что автору кажется важным.

Например, в первой главе нашего курса «Инженерное дело» рассказывается про то, чем же занимаются инженеры. А в качестве дополнительных материалов – статистика о заработных платах в сфере, инженерные шутки со ссылкой на тематический паблик, текст про ответственность, которая может их ждать, ссылка на Уголовный кодекс и масса подборок про то, как инженеры принимают решения в разных ситуациях. Все это снабжено пояснениями от автора.

Лекция «Когда появились инженеры и почему они важны?» курса «Инженерное дело».

Организатор: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Производство: «Лекториум»


Благодаря этому курс заиграл новыми красками. Мы увидели не только автора, но и что ему действительно нравится то, что он делает – а это та самая роль личности.

Не надо рассчитывать, что студенты сразу все изучат. Если дополнительных материалов много, слушатель будет относиться к курсу как к предметному дайджесту, а к платформе – как к хранилищу важных сведений.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube