Без рубрики // Колонка

Кто чем недоволен в российской школе?

Родители недовольны материально-технической базой школ, учителя – низкой заработной платой, учащиеся основной школы и старшеклассники воспринимают традиционный учебный процесс как оторванный от реальности… Какие еще проблемы выявил мониторинг эффективности школы?

Кто чем недоволен в российской школе?

Как показывает мониторинг эффективности школы, который проводит Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2016–2017 годах в два раза выросла неудовлетворенность родителей условиями получения образования их детьми, в том числе материально-технической базой школ. Особенно характерны эти настроения для жителей сельской местности и поселков городского типа. Несмотря на предпринимаемые усилия, до сих пор 23% школьников обучаются во вторую и третью смены (в 1991 году в РСФСР во вторую и третью смены обучалось 27% учащихся школ, при этом за прошедшие годы общая численность учащихся школ снизилась с почти 21 млн человек до 15,2 млн человек).

Кадровая проблема в системе общего образования формально решена: в школах практически нет вакансий – 99,2% рабочих мест заполнено.

Однако, опять же по данным мониторинга эффективности школы, в 2017 году стала расти неудовлетворенность родителей, связанная с отсутствием в школах, где обучаются их дети, учителей по целому ряду предметов. Доля таких родителей пока невелика – 2,3%, но в 2016 году их было меньше – всего 1,2%. Нехватка учителей в основном ощущается по таким предметам, как иностранные языки, математика, химия и биология.

Что же касается самих учителей, то в 2016 году, как показал мониторинг эффективности школы, резко выросло их недовольство размером заработной платы – почти 2/3 педагогов-респондентов указали, что она их не устраивает (по сравнению с 56% в 2015 году). В 2017 году пик недовольства прошел (или был немного сглажен), при этом несколько возросла доля учителей, высказывающих желание уйти на пенсию (с 10,3% в 2015 году до 12,2% в 2016 году). Вместе с тем 72% учителей не планируют уходить из профессии, при этом часть педагогов остается в школе не столько в силу удовлетворенности работой, сколько из-за опасений о том, что им будет трудно устроиться за пределами системы образования. Такой настрой учителей негативно сказывается на мотивации их деятельности и, несомненно, плохо влияет на учебный процесс.

Особое недовольство учительства в последние годы вызывает даже не увеличение учебной нагрузки, а быстрый рост нагрузки бюрократической и постоянный, хотя часто и фиктивный, контроль их деятельности, отсутствие доверия к их профессионализму.

C 2016 года немного увеличился приток молодых учителей в школу: в прошлом году 19,1% педагогов отметили, что в их школах значительно обновился кадровый состав, в 2017 году таких ответов стало меньше, но тем не менее 17,3% респондентов указали, что приток молодых специалистов в школу вырос.

При этом, как указывают учителя, давно работающие в общеобразовательной организации, в школу молодежь привлекает в первую очередь не растущая заработная плата, а стабильность занятости в условиях экономической неопределенности (это отмечает 32,1% респондентов) и, что еще более важно, режим работы, т.е. возможность подработок (37,4%).

Величину заработной платы как побудительный мотив прихода на работу в школу молодежи указали в 2017 году всего 14,1% ответивших. Правда, стоит заметить, что в 2016 году эту причину выбрало только 10,2% участников опроса.

Крайне тревожно и то, что почти четверть работающих в школе учителей считают, что молодежи в принципе не стоит заниматься педагогической деятельностью.

Низкая доля молодых учителей в школе и снижающаяся мотивация учителей на продуктивную работу при неудовлетворенности заработной платой является выраженной проблемой развития общего образования в России.

В настоящее время учащиеся, как правило, лучше владеют современными IT-технологиями по сравнению с учителями и способны быстро (оперативнее учителей) искать необходимую информацию. По сути дела, многие школьники переходят на иной, нежели традиционный, формат обучения (и делают это самостоятельно). При этом традиционный процесс обучения все больше воспринимается учащимися основной школы и старшеклассниками как оторванный от реальности (той реальности, которая самим школьникам интересна и в которой они собираются жить, к которой себя готовят).

Не менее сложный вызов для школы – это формирование в ней многонационального, многоконфессионального состава учащихся, рост численности среди обучающихся детей-мигрантов, плохо владеющих русским языком (даже на бытовом уровне).

В связи с этим необходимо отметить, что хотя число школ, в которых идут инновационные изменения, растет, растет и число школ, находящихся в трудной ситуации – ситуации, с которой школа раньше никогда не сталкивалась.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube