Качество образования // Статья

Читаю с карандашом в руке

Опыт московской системы образования показывает, что выраженной прямой связи между объемом оплаты труда и качеством работы учителя нет. Но есть очень важная косвенная связь. Достойная оплата труда избавляет от ореола жизненной неуспешности и позволяет отказаться от родительских подарков.

Читаю с карандашом в руке
Фото: zagran.guru

«Вести образования» опубликовали статью доктора экономических наук Татьяны Клячко «Кто чем недоволен в российской школе?». Не могу не отреагировать.

Во-первых, хочу поблагодарить автора статьи за обзор позиций разных групп участников образовательного процесса. Во-вторых, хочу поделиться своими соображениями и несогласием.

Обзор представлен на основе сбора данных по всей стране. Это мне представляется не вполне корректным, так как система общего образования регулируется на региональном уровне и, следовательно, в каждом регионе есть своя специфика, влияющая на позицию общества. Таким образом, представленная сводная картина напоминает коллаж на тему «кто чем недоволен в еде?».

Вегетарианец даст свой ответ, любитель бургеров – другой, а сомелье – третий. Собрать из этого объективную общую картину предпочтений за обеденным столом вряд ли получится. Полагаю, что обзор был бы более объективным, если бы уровни недовольства показывались по сопоставимым параметрам применительно к каждому региону отдельно.

Отмеченное в статье недовольство родителей отсутствием учителей по некоторым предметам вряд ли применимо к Москве. Здесь скорее звучит проблема дефицита высококвалифицированных кадров по естественно-научному и математическому направлениям. Снятие напряжения достигается через реализацию проектов «Математическая вертикаль», «Инженерный класс в московской школе», «Академический класс в московской школе», «Курчатовский проект». Они позволяют аккумулировать ресурсы города на высококачественной подготовке учащихся, не дожидаясь результатов реформирования подготовки «профильных» учителей.

Опыт московской системы образования показывает, что выраженной прямой связи между объемом оплаты труда и качеством работы учителя нет. Но есть очень важная косвенная связь. Достойная оплата труда выводит учителя в прочную социальную позицию среднего класса, избавляет от ореола жизненной неуспешности, позволяет отказаться от родительских подарков, платить за которые приходилось «особым отношением» к конкретным детям. Так, в московской школе оплата труда учителя может достигать шестизначных сумм, но эта оплата не за объемы выполняемых действий, а за достигнутые учащимися результаты.

Кроме того, большой ресурс повышения оплаты труда кроется в системе дополнительного образования, реализуемого на внебюджетной основе. Но, разумеется, родитель не будет платить за некачественные образовательные услуги.

На мой взгляд, стоит задуматься над тем, как научить учителей создавать действительно интересные, полезные для ребенка, востребованные программы дополнительного образования.

Попытки «залить» проблему деньгами из федерального бюджета точно не приведут к положительным изменениям.

Про бюрократическую нагрузку мне сказать трудно, потому что как директор школы я не понимаю, какая отчетность требуется от учителя и кому? Для эффективной работы мне нужно видеть успеваемость ребенка, присутствие, соответствие выставленных отметок результатам независимой оценки и информацию о жизненной ситуации ребенка.

Иная информация мне не требуется или получается от администраторов. Да, отсутствие электронных журналов усложняет эту работу, но точно не увеличивает объемы. Полагаю, что бесчисленные отчеты – имитация деятельности со стороны органов управления образованием, а также сторонних структур, умноженная на недостатки правовой грамотности руководителей образовательных организаций.

Привлечение молодых людей к педагогической деятельности – вопрос сложный. Исследования, определяющие оптимальную долю молодежи в структуре педагогических коллективов, мне неизвестны. Поэтому причины нежелания 25 процентов учителей видеть в коллективе молодых коллег могут быть разные. В том числе – сомнения в квалификации или стремление удержать занимаемое рабочее место.

Тезис про неудовлетворенность заработной платой, являющейся вкупе с дефицитом молодых людей в профессии ярко выраженной проблемой российского образования, также вызывает сомнения. Мне, например, неведома сфера деятельности, где была бы достигнута полная удовлетворенность заработной платой. Разумеется, в ряде регионов положение учителя можно признать бедственным, и необходимо принимать срочные меры, но распространять данное утверждение на всю страну я бы не стал.

Абсолютно согласен с тезисом о диссонансе традиционных подходов к технологии проведения урока и ИКТ-компетентностью учеников. Такие решения, как смешанное обучение, онлайн-образование и пр., только входят в практику образовательных организаций.

Поддерживаю и тезис о вызовах многонационального и многоконфессионального характера российскому образованию. Необходимо более тщательно подходить к вопросам безопасности в образовании, учить педагогов предотвращать конфликты и эффективно выстраивать образовательный процесс вне зависимости от стартового уровня владения русским языком детьми-иммигрантами.

В завершение хочу отметить, что, несмотря на мое несогласие с рядом выводов исследования, убежден в его высоком значении для развития образования. Такие исследования позволяют предвидеть много ошибок и выстраивать эффективную коммуникацию с общественностью.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube