На конференции «Детская литература как событие» (состоялась 15–17 декабря 2017 года в Московском городском педагогическом университете) был интереснейший круглый стол о критике детской литературы. Его придумали и провели наши коллеги из Санкт-Петербурга (Пушкинский дом РАН, Детская библиотека Ленинградской области) Светлана Маслинская, Ольга Лучкина, Инна Сергиенко, Валентин Головин.
Основной вопрос, вынесенный для обсуждения – почему сегодня не существует критики детской литературы? Почему не принято публиковать критические разборы произведений для детей и подростков, в которых бы с помощью филологического инструментария были бы показаны как сильные, так и слабые стороны текста?
Итогом круглого стола стало общее мнение о том, что для критических статей такого рода нет ни заказа, ни места для публикации, ни читателя. Говорили также и о том, что критика в нашем хрупком и незащищенном мире представляется неуместной, трудно воспринимается и писателями, и издателями. Кажется неуместной в условиях закона о защите детей от вредной информации, так как воспринимается как обвинение во «вреде» или некачественности и может инициировать проверки прокуратуры или нападки со стороны консервативно настроенных общественных и государственных организаций.
Одно из выступлений на секции той же конференции, посвященной обсуждению трудных тем в детской литературе, натолкнуло меня еще на одно размышление о критике в современном информационном пространстве.
Со времен неистового Виссариона (имеется в виду критик Белинский) общество довольно сильно изменилось:
– сегодня читать умеют все, поэтому литература старается ответить на максимум запросов и потребностей в чтении;
– идея о том, что читать нужно только для пользы, а критерии полезности формулируют критики и педагоги, потихоньку уходит в прошлое.
Читают люди, чтобы удовлетворить очень разные потребности. Обозреватель, критик, педагог, библиотекарь, советующий книги читателю XXI века, кажется ретроградным и не вызывает доверия, если он строит свои рекомендации на запретах или разборах того, что ему не нравится или его напугало. И напротив, создавая рекомендательные списки, выступая автором определенного круга чтения, критик или обозреватель оставляет за скобками книги, которые не берется советовать своему кругу читателей. И вот тут самое интересное: такому обозревателю важно оставить за другими читателями право на выбор, возможность не чувствовать себя неловко из-за того, что он читает другое. Отсутствие списков не рекомендованных мною книг, критических разборов произведений, которые меня не устраивают в том или ином своем качестве – это свидетельство моего уважительного отношения ко всем читателям, в том числе и к тем, кто имеет отличные от моих читательские предпочтения и интересы.
Так получилось, что критика детской литературы в XXI столетии – это не про писателей, редакторов или издателей, это про отношение к читателю, про доверие к нему.
Блог «Событийный словарь открытого образования» ведут сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета – это не столько словарные статьи, сколько размышления в связи с самыми разными понятиями из сферы открытого образования, иллюстрируемые примерами из актуальных событий нашей профессиональной жизни.