В стране продолжаются дискуссии о соотношении светского и религиозного образования. В канун Нового года и Рождества хочу еще раз высказать личную точку зрения по этому вопросу.
Во-первых, я всегда был сторонником светского образования в государственной муниципальной школе, как того требуют Конституция и ст. 3 Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Во-вторых, я понимл, что ст. 87 того же Закона существенно отступает от принципа светскости. В частности, эта статья сводит духовно-нравственную культуру к религиозной и позволяет представителям различных конфессий осуществлять экспертизу курсов религиозных культур.
Кроме того, разрешает тем же традиционным конфессиям влиять на отбор кадров для преподавания основ религиозных культур.
Более того, наделяет частные образовательные организации правом вводить религиозный компонент без согласия родителей.
В некоторых крайних случаях это чревато появлением в России некого аналога «Талибана».
В-третьих, разумеется, никакую религиозную культуру, как, впрочем, и светскую, невозможно освоить за те часы, которые сейчас на нее отводятся. Однако предложение РПЦ ввести ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) со 2-го по 10-й классы может обернуться сложными последствиями.
Если каждый, относящий себя к православию, будет изучать только православную культуру, а каждый мусульманин – только мусульманскую, то это, возможно, вызовет конфликт на межрелигиозной основе, в том числе и в старших классах наших школ.
Поэтому религиозную культуру можно изучать в школе в любых классах, но только на факультативной основе.
В-четвертых, если российские власти думают, что таким путем можно укрепить национальную идентичность и избежать потрясений, то они плохо изучали уроки истории. Напомню, что сто лет назад народ-богоносец во время революции яростно крушил храмы, а христианский философ Николай Бердяев искренне считал, что это кара господня за слишком близкие отношения Церкви и государства.
Вряд ли существуют убедительные аргументы в пользу того, что более религиозное общество является и более нравственным.
В таком случае самым нравственным было бы общество Средних веков.
Если обратиться к нашему собственному опыту, то напомню, что, согласно сравнительным международным исследованиям, Советский Союз был среди мировых лидеров по ориентации на постматериальные ценности. Если верить таким же исследованиям в XXI веке, мы уступаем социальным государствам Европы примерно в два раза.
Закончить хочу притчей: «Приходит молодой человек к Богу и просит его: “Господи, создай для меня девушку нежную, преданную, умную и красивую”. Ответ Господа был знаменательным: «Это, пожалуйста, к Тургеневу».
Смысл этой притчи предельно простой: не надо требовать от Господа то, что мы должны делать сами.