У детей и учителей школ-участниц появилась уникальная возможность исследовать и сравнить историю, культуру быта, народные обычаи и традиции, художественное и музыкальное творчество, духовно-нравственные ценности и религию народов, населяющих Северный Кавказ, Поволжье, Санкт-Петербург, получить опыт совместной деятельности со сверстниками из столь разных регионов России. Дети и взрослые из большого мегаполиса, типичного среднероссийского города и маленького высокогорного городка впервые встретились на берегу великой Волги с единственной целью: познакомиться. Но не в повседневно-бытовом, а в социокультурном смысле.
Нам хотелось создать такие условия, при которых эмоциональное и интеллектуальное сближение детей происходило бы именно на основе их углубленного межкультурного диалога друг с другом как носителей разного жизненного опыта, разных традиций и взглядов на вещи. В отличие от работников всероссийских лагерей «Артек», «Орленок», в распоряжении которых – целая смена для создания единого коллектива, у нас было всего три дня. И честно скажу – я всерьез боялся за результат экспедиции: дети оказались очень разные, с разным уровнем общего развития, с разными социальными статусами, а многие вообще впервые выезжали так далеко; у учителей не было опыта организации таких форумов.
В первый же день опасения стали сбываться: все вели себя как чужие. В своем же кругу питерцы вели себя открыто, волжане – спокойно, сознавая себя хозяевами, а кавказцы были даже чуть зажаты. Организаторам экспедиции пришлось приложить немало сил, чтобы снять эту тревожность. Постепенно совместная деятельность, работа в группах, использование разнообразных форм отношений и общения взрослых и детей, а самое главное – искусство пения, создали среду особой социальности. На следующий день уже все включились в работу. Дети под руководством замечательных педагогов Музыкально-эстетического лицея имени А. Шнитке (г. Энгельс) разрабатывали и на третий день защитили три направления проектов:
• Литературно-краеведческое
• Культурологическо-этнографическое
• Экологическое
А мы, взрослые, собравшись отдельно, обсуждали проблемы поликультурного образования, делились подходами и находками в своей работе.
Дети менялись буквально на глазах. Страх и непонимание исчезли, а стремление к обогащению новыми знаниями и практическими навыками и компетенциями появилось. Но еще больше было стремление к творчеству, к предъявлению себя во всем многообразии своих культурных «измерений».
И на третий день грянул бал! Каждый из пятидесяти школьников – участников экспедиции на сцене санатория РЖД «Волжские дали» становился звездой. Эмоции захлестывали, но было ясно, как мы все похожи и в то же время оригинальны, что мы – одна большая команда. И когда один из подростков из Тырныауза расчувствовался, застеснялся и не захотел выйти на сцену, к нему первым подбежал и успокоил сверстник из Энгельса. Больше всего теперь их беспокоило, увидятся ли они еще, смогут ли еще раз приехать на Волгу, кто будет участвовать в следующей экспедиции – теперь уже в Санкт-Петербург. И было принято решение провести в рамках этой второй экспедиции межрегиональную научную экспедицию. Конкурс уже объявлен.
У экспедиции в Энгельс и Саратов было собственное имя: «Волга впадает в сердце мое…». В буклете, который дети разработали и подарили всем участникам экспедиции и работникам санатория, говорится, что где-то на речном берегу лежит большой камень с надписью: «Путник! Обрати взор свой на Волги исток. Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их. Камень сей заложен 27 июня 1989 года. Живущим и будущим детям России».
С тех пор прошло немного времени – всего-то неполных тридцать лет. Но мы уже из тех самых будущих детей. Мы и есть живущие. И как замечательно – стоять, взявшись за руки с новыми друзьями, перед лицом этой легендарной реки! И чувствовать, что это не она впадает в твое сердце, а твое сердце каким-то чудом открывается ей навстречу…