Никогда еще личная, персональная картина мира не была так соразмерна всеобщей и глобальной, как сегодня.
Веками люди проникались лишь взглядами гениев, ученых, художников или писателей, глядя на мир их глазами и подстраивая себя под классические картины мира.
Любили как Пушкин и Шекспир, страдали как Достоевский, боролись как Шолохов, рефлексировали как Пастернак.
Особенно в России. Поколение Окуджавы и Высоцкого – наверное, последнее поколение, живущее глазами гениев.
Мое поколение видело школу глазами Сухомлинского, Соловейчика.
Казалось бы – «нету их, и все разрешено!».
Но вдруг наступило совершенно иное время – когда обычный человек, не писатель, не ученый, но присвоивший сам себе статус – «пользователь», опубликует в сети свое мнение, и оно станет полноправной частью глобальной картины мира.
При этом мнение пользователя может касаться чего угодно – от футбола до справедливости присуждения Нобелевской премии по физике.
И дети живут в этом мире хаотичных осколков картины мира, несанкционированных суждений и непроверенных гипотез. Публикация перестала быть отрецензированной истиной.
Когда Ян Амос Коменский предложил использовать учебные тексты для образования детей, он и представить себе не мог, что «учебный» текст может возникать как спонтанный и по замыслу – вовсе не учебный, но по факту – теперь все тексты учебные.
И теперь посмотрим, какую часть этого хаоса занимают отобранные и отредактированные официальные учебные тексты?
Как быть учителю?
Как быть учителем?
Сегодня много разговоров о том, что вместо учителя в класс заедет робот на колесиках, или искусственный интеллект проведет дискуссию по литературе, а нейронные сети и блокчейн будут отслеживать образовательные результаты и проводить аттестацию, промежуточную и итоговую.
Может быть, так оно и будет, т.е. скорее всего так и будет.
Но есть у меня одно предположение, так сказать, гипотеза.
Представьте себе мир с параллельными реальностями: транспорт с роботами и водителями-людьми, и больницы, и рестораны, и театры – все в двух вариантах.
Наверняка нам будет предложен выбор: хотите такси с водителем-роботом или человеком?
Ресторан с живыми официантами?
Театры, в которых «Гамлета» играют голограммы или живые актеры из плоти и крови?
Не нужно быть экономистом, чтобы предположить, что все услуги, которые будут оказывать люди, будут стОить намного дороже.
Более того, количество водителей, актеров, врачей намного сократится.
Массовые профессии в какой-то момент станут элитными.
Почему?
Потому что я убежден: чем больше роль роботов, чем сильнее нейросети, чем активнее искусственный интеллект – тем востребованнее будет человек там, где в действие вовлечены другие люди.
Важность человеческого участия возрастет многократно.
Поэтому я считаю, что мы стоим на пороге превращения учительской профессии из массовой (сегодня у нас более 1,5 млн учителей, столько же – воспитателей и преподавателей вузов) в элитную.
Это означает высокий уровень требований, отбор самых талантливых, дорогостоящая подготовка, высокая зарплата.
Не верите?
Поговорим лет через 30.
С праздником.