Без рубрики // Колонка

Школе опять пытаются «накостылять»

Представители РПЦ объясняют, что «школьное образование – это некий костыль, который дается родителям, с помощью которого они могли бы расширить возможности детей и подготовить их к взрослой жизни». Расширять возможности людей костылем – это, похоже, давняя российская забава!

Школе опять пытаются «накостылять»
Фото: ski.ru

Разгораются страсти в связи с очередной инициативой РПЦ (Русской православной церкви) – внедрить в школьную программу курс «Нравственные основы семейной жизни». По замыслу авторов, сей курс поможет школьникам освоить «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре», и подготовит их «к созданию крепкой многодетной счастливой семьи». Также представители РПЦ объясняют, что «школьное образование – это некий костыль, который дается родителям, с помощью которого они могли бы расширить возможности детей и подготовить их к взрослой жизни». Расширять возможности людей костылем – это, похоже, давняя российская забава! Напомним, что в обязательную школьную программу с 2012 года включен курс «Основы религиозных культур и светской этики». По выбору родителей учащиеся 4-х классов могут изучать один из пяти учебных блоков: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма или светскую этику.

Для озабоченности состоянием нравственности, конечно, имеются веские причины. Дело с ней все хуже. И я знаю, как улучшить ситуацию! Примите нехитрый рецепт: первое – надо перестать многим из нас упоительно лгать и лицемерить, второе – чаще вспоминать, что, согласно 7-й статье Конституции, Российская Федерация – социальное государство, третье – прекратить терзать школу экспериментами, позволив ей выполнять свою основную функцию просвещения людей. Ведь, по словам Василия Жуковского, «просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью».

Курсы об основах нравственности не принесут пользы, если само здание образования, воспитания не будет покоиться на тех же основаниях! Нам весьма дороги заботы церкви о целомудренности подрастающего поколения, но хочу подчеркнуть, что в школе давно уже имеется структура для продуктивной трансляции и укоренения нравственных ценностей. Это вполне можно делать на уроках истории, литературы, обществознания, ОБЖ, физической культуры, музыки, ИЗО, на занятиях различных кружков и студий, на классных часах, общешкольных конференциях, праздниках, викторинах, во время экскурсий, родительских собраний, психологических консультаций и т.д. Хотя трудно заниматься нравственным воспитанием в подчас безнравственной атмосфере отдельных образовательных организаций.

Если директор «рейтингового» лицея изгоняет одного за другим учителей за малейшую провинность или даже за ее тень, шельмует своих подчиненных, ставит «черную метку» на их карьере; если беременная ученица избивает «на камеру» ногами парня на глазах одноклассников, то в таких школах любые призывы к высокоморальному поведению будут выглядеть фальшиво, издевательски. Да и с чисто технической стороны – за счет чего втискивать новые курсы в расписание? Не дай бог за счет сокращения часов на родной язык, историю, математику! В старших же классах из-за подготовки к ЕГЭ ряд обязательных предметов просто не изучается или изучается поверхностно, а ученики придавлены «репетициями» к экзаменам, контрольными «срезами», нелепыми конкурсами.

В качестве факультативного курса преподавание «Нравственных основ» еще реально рассматривать. Повышение общего уровня жизни – вот верный путь к крепкой семье. И к многодетной – тоже. Сегодня, надо признать, многодетные семьи имеют ощутимые льготы. В последние годы родилась масса детей. Это произошло не оттого, что в школах когда-то был курс «Основы этики и психологии семейной жизни», и не оттого, что в 60 регионах РФ курс «Нравственные основы семейной жизни» тестировался несколько лет.

Семья укрепляется стабильностью, достатком, ясными перспективами, законодательством, здравоохранением, гражданской солидарностью. Для пропаганды нравственных идеалов есть кроме школы широкое поле – ТВ, радио, интернет, клубы по интересам, различные фонды, сама церковь, наконец! Детские «уголки» и центры открыты в музеях, библиотеках, супермаркетах, ресторанах.

А с аморальными поступками давайте бороться всем миром – в школе, в электричке, на улице. Вот прямо завтра выйдем решительно из подъезда и сделаем замечание незнакомым подвыпившим подросткам лет 13-15, забравшимся с ногами на скамейку…


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube