Заработная плата учителей постоянно привлекает общественное внимание, являясь неформальным индикатором выполнения майского указа президента о повышении оплаты труда в бюджетном секторе. Напомним, что, согласно указу, средняя учительская зарплата должна была составить 100% от средней заработной платы по соответствующему региону уже в 2012 году. Сейчас заканчивается 2017 год, а эта проблема по-прежнему актуальна, и «битва» за учительскую зарплату приобретает поистине хронический характер. В этой связи имеет смысл посмотреть, что происходит с заработком педагогических работников в других странах и, соответственно, понять, может ли подобная битва быть выиграна в принципе.
Как свидетельствует Education at a Glance – статистический сборник по образованию стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), – ситуация с учительской заработной платой не так проста, как могло бы показаться.
В странах ОЭСР заработная плата учительства сравнивается не со средней в стране или в регионе, а с заработной платой работников 25–64 лет, работающих на полную ставку и имеющих то же образование, что и учитель – среднее профессиональное или высшее (т.е. третичное образование).
Так вот, средняя по странам ОЭСР заработная плата воспитателей дошкольных образовательных организаций составляет в этих условиях 78% заработков работников, о которых речь шла выше; учитель начальных классов, соответственно, получает 85% от указанного уровня, в основной школе его зарплата достигает 88%, а в старшей – 94%.
Таким образом, средняя заработная плата учителей в среднем по странам ОЭСР оказывается ниже, чем заработная плата работников, имеющих такой же, как и у педагогов, уровень образования.
По конкретным же странам, входящим в ОЭСР, ситуация, однако, сильно различается. Так, в Португалии и Люксембурге средняя зарплата учителей основной школы составляет 120–125% от зарплаты работников с третичным образованием, в Латвии и Греции она достигает 105–110% от ее уровня, а в Германии и Финляндии она ей равняется. Во всех остальных странах учительская зарплата ниже (иногда значительно) средней заработной платы работников со средним профессиональным или высшим образованием: в США это примерно 60%, в Норвегии – стране с самым высоким в мире индексом человеческого развития – около 80%, в Чехии – еле достигает 55%.
Таким образом, в большинстве стран, входящих в ОЭСР, учительская зарплата серьезно проигрывает работникам, имеющим третичное образование. Другое дело, что по российским меркам она достаточно велика: воспитатель в детском саду с 15-летним стажем и соответствующим уровнем квалификации получает $39 227 в год, или $3269 в месяц, что при переводе по валютному курсу составляет 190 904 рубля. Другое дело, что подоходный налог и оплата жилья, отчисления на медстраховку и пенсию съедают значительную часть этой суммы, но все же разница с заработной платой наших учителей весьма существенная.
Заработная плата учителей начальных классов и учителей, преподающих в старших классах основной школы, имеющих 15-летний стаж и аналогичную квалификацию, может различаться на 25% и более.
Заработная плата начинающих учителей, как правило, на 65–70% ниже зарплаты учителей со стажем, в том числе в два раза ниже, чем у педагогов, проработавших в школе 30 лет и более.
Экономический кризис 2008 года оказал существенное влияние на заработную плату учителей в рассматриваемых странах: она была либо заморожена, либо сокращена. В целом за период 2005–2015 гг. заработная плата учительства в странах ОЭСР, по которым имеются данные, в реальном выражении снизилась на 1/3. Если же говорить о сокращении заработной платы педагогических работников, то она составила (на дошкольном уровне, в начальной и основной школе) 10% в Англии и Португалии и 28% в Греции.
Словом, за исключением нескольких стран, средняя заработная плата учителей ниже средней зарплаты работников с тем же уровнем образования, и в последние годы данный разрыв увеличивается, что обусловлено стремлением всех стран ОЭСР сократить бюджетные расходы.