Алексей Семенычев, руководитель Ассоциации развития семейного образования (АРСО)
– Что такое семейное образование? Чем оно отличается от альтернативного?
– Семейное образование внутри себя имеет много течений. Семейным образованием сейчас называется в том числе и заочное образование, и очно-заочное образование. Раньше этого не было. Сейчас понятие «семейное образование» объединяет в себе вальдорфские школы (многие очень неофициальные), Монтессори-школы, семейные школы, дистанционные школы, обучение детей дома. Но для того чтобы учиться в вальдорфской школе, Монтессори-школе, учиться дома либо в семейной школе, нужно выйти из школы, а это форма только одна: либо заочное обучение, либо семейное обучение. Других сейчас не существует.
К альтернативному образованию относят, например, школу Михайловой в Питере, хотя она имеет государственный статус, аккредитацию и т.д. Мы к альтернативному образованию относим, например, школу Сергея Казарновского в Москве, поскольку то, что он делает в своей школе, категорически отличается от того, что делают в большинстве школ. Хотя школа официальная, большая, но ее можно назвать андеграундом.
– Что отталкивает Вас и ваших коллег по семейному образованию от государственной официальной школы?
– Вы знаете, сколько детей выгоняют из школ? Не потому, что у них плохое поведение, а потому, что школа не в состоянии справиться с дислексией (неспособностью говорить), дисграфией (неспособностью писать), с синдромом дефицита внимания. Очень много детей уходит из школ вовсе не по собственному желанию, а потому, что условия обучения для них становятся невыносимыми и неприемлемыми. Не справляется школа с теми проблемами, которые ставит современное общество. Это факт. Когда мой сын в школе учился, у них один психолог был на тысячу человек! А когда ты понимаешь, что действительно ты можешь того же результата, что в школе, достичь значительно меньшей кровью, значительно меньшими страданиями, значительно меньшими переживаниями, то ты это используешь. Я могу сказать, что есть такие государственные школы, в которые я сам с удовольствием отдал бы своих детей. Но, к сожалению, все они находятся далеко.
– Все ли могут давать образование детям дома?
– Конечно, это путь далеко не всех семей. Вы должны сначала сами детально изучить тему свободного образования и избавиться от многих предрассудков, навязанных нам за последние десятилетия. Например: «Хорошее образование возможно получить только в школе».
Решить вполне практичные вопросы. Образование дома возможно при наличии двух резервов – времени и денег. Если у вас нет времени, должны быть деньги. Если нет денег, то должно быть время. Но на практике большинство семей, обучающих детей дома, находятся где-то посередине. Часть проблем решается временем: используете свой досуг для обучения ребенка и самого себя. А часть – деньгами: несколько предметов преподают репетиторы, тьюторы или семейные школы.
– Какие личные качества отличают Ваших коллег по семейному образованию от тех родителей, которые предпочитают государственную школу?
– Они очень самостоятельные, понятие свободы для них имеет очень большое значение. Как правило, это люди, которые занимаются средним бизнесом, которые не зависят ни от кого, это, как правило, люди, живущие либо в путешествиях, либо очень независимо. Например, знакомые купили дом в деревне, во Владимирской области, и там воспитывают своих четверых детей. Потому что образ жизни они предпочитают именно такой. У них высшее образование. А сколько людей покупают землю в глухих местах, вдали от цивилизации, строят там дома, иногда просто вагончики ставят и самостоятельно воспитывают и обучают там своих детей. Там целое поколение уже вырастает. Вместе с детьми меняются родители, меняется вообще эта вся структура, сообщество хоумскулеров становится сплоченнее.
– Как российский homeschooling вписан в международный контекст?
– Homeschoоling есть в Англии, Франции. Соответственно в Южной Америке это Бразилия, Аргентина, в Азии это совсем мало распространено. Самые «homeschoоlingовые» страны – это США и Канада. Либеральнее законодательства о семейном образовании, чем у нас, нет нигде, только в Америке, и то не везде. Пока в этом смысле мы не можем жаловаться на государство. Если существуют какие-то проблемы, я думаю, это вина, скорее, не государства, а это болезнь роста, которую мы сейчас пытаемся преодолеть, в том числе и с помощью Ассоциации. Есть некоторые трудности взаимодействия, но и они решаются постепенно.
– Что для вас означает создание Ассоциации развития семейного образования?
– Для меня Ассоциация – это такой новый, большой, серьезный шаг, мы заимствовали этот опыт у американцев, у которых ассоциация есть в каждом штате. Поэтому для нас это возможность заявить о себе именно в масштабах не только России, а всего мира. Это сложный будет очень путь, я это знаю, я это вижу. Мы стараемся делать то, что может быть полезно для сообщества: и конкурсы проводим, и встречи, и семинары – и платные, и бесплатные. Наша Ассоциация существует всего полгода. Но через три года мы уже сможем официально подать документы на регистрацию Всероссийской ассоциации развития семейного образования, и, я думаю, у нас будут секции во многих городах России. И это признак зрелости.
– Есть ли закономерность, в каких городах и регионах больше всего распространено семейное образование?
– Москва была, есть, остается и останется столицей семейного образования, это центр, что в принципе логично. Второе место, конечно, Питер занимает. А остальные – города-миллионники. В то же время в небольших городах, в которых совсем немного детей получает семейное образование, родители-«хоумскулеры» объединяются в клубы, проводят встречи – как, например, в Ижевске или во Владимире. Тенденция, которую мы сейчас наблюдаем – увеличение числа семейных школ, рост профессионализма и интерес родителей к образованию своих детей – свидетельствует о том, что ответственность родителей за образование детей растет. И, значит, семейное образование будет иметь все больше сторонников в России.
Тех родителей и педагогов, которые хотят найти для себя и своих детей новые пути в образовании, приглашаем на фестиваль семейного и альтернативного образования «Весь мир - наша школа»
Беседовала Ольга Дашковская