Педагогика // Статья

Место силы, где живет молодость, задор, амбициозность, упрямый характер, стремление к новым прорывным решениям

  • 1 сентября 2025

Место силы, где живет молодость, задор, амбициозность, упрямый характер, стремление к новым прорывным решениям

Владивосток – приморский город, где улицы пахнут морским бризом и волны тихо шепчут истории счастливых встреч и расставаний, даря надежду каждому новому дню. Этот город – словно магическое место, где мечты становятся реальностью, а любовь царствует вечно. Тут живут молодость, задор, амбициозность, упрямый характер, стремление к новым прорывным решениям. Это – место силы для монтессори-педагогов России. Именно здесь уже больше 20 лет открыт к будущему Базовый Монтессори Центр Дальневосточного округа «Вершина Монтессори». Наш рассказ – об этом уникальном Центре.

«Вершина» сегодня – это 6 адресов во Владивостоке, непрерывный путь развития и создание экосистемы для становления человека от грудничка до в скором времени и выпускника школы. Но обо всем по порядку.

Центр Монтессори «Вершина» возник в 2003 году с великого желания одной молодой мамы дать своему ребенку нечто большее, чем просто дошкольное образование – дать ему возможность познать удивительный мир, но познавать его своим собственным путем.

Образование психолога и материнское сердце сделали единственно правильный выбор – педагогика МОНТЕССОРИ. Не найдя ничего похожего в городе, пройдя в Москве специальное обучение, получив необходимый практический опыт, началась работа по открытию первой во Владивостоке монтессори-группы детского сада. С тех пор, конечно, очень многое изменилось. Но осталось навсегда желание сделать монтессори-сад местом, которое любят и в которое вкладывают душу.

Смысловая наполненность и красота реализации каждого пространства поражает. Мария Монтессори говорила о важности передачи детям образцов высокой культуры жизни. Для нее не было мелочей, все было одинаково ценно. Именно это отличает «Вершину». Здесь смыслы прорастают в каждом элементе жизни взрослых и детей. А эстетика и красота, можно сказать, сражают. Как же повезло людям, живущим в этом большом и светлом городе детства! И какого невероятного труда стоит создание такого пространства.

Браво основателю, браво команде!

За любым большим Делом стоит огромный ПУТЬ! Невероятно много сделано за эти годы по реконструкции здания, которое было в полуразрушенном состоянии. Нет слов описать масштаб и невероятную энергию энтузиастов, чтобы из такого сделать настоящий город Детства. Это пример, когда любовь к делу, вера в него сочетаются с невероятными управленческими талантами основателей.

На территории сада «Вершина» есть огород, старательно организованный взрослыми и детьми, а также курятник – мечта любой монтессори-организации. Тут создана настоящая среда для проектной работы детей от закладки яиц в инкубаторы до выращивания взрослых курочек.

Огород возделывается по принципу пермакультуры – это максимально экологичный способ земледелия, который тоже соответствует философии М. Монтессори, идее космического воспитания – краеугольного камня ее педагогики. Бережное отношение к миру, содружество живой и неживой частей мира, уважение к мирозданию – ценности монтессори-практики, перекликающиеся с пермакультурой.

Школа-хозяйство

Несколько лет назад «Вершина» открыла свое КФХ – крестьянско-фермерское хозяйство. 220 гектаров земли, на которой выращиваются овощи в объеме годового (!!!) потребления учреждения. Это отдельное предприятие с десятком единиц механизированной техники, позволяющей возделывать землю без гербицидов и химии; просторными полями разнотравья для свободного выпаса и естественного чистого корма под открытым солнцем; чистый воздух и даже озеро. В ближайшем будущем КФХ планирует разместить в этих условиях свой мобильный курятник, а это значит свои яйца и фермерские куры без гормонов роста и антибиотиков, выращенные в естественной среде.

А еще коровник на 100 голов скота уже почти построен – в скором будущем запустится проект снабжения учреждения своими молокопродуктами: в планах использовать в питании учреждения ТОЛЬКО СВОИ ЧИСТЫЕ фермерские продукты – молоко, сметану, масло, творог, сыр.

Уже ни для кого не секрет, как влияет качество питания на качество жизни, что говорить об активно растущем формирующемся организме ребенка. Организация – отражение команды, ее ценностей. Забота об экологических продуктах не пустой звук для «Вершины». В детских группах Центра есть целая серия материалов о здоровом питании и здоровом образе жизни людей.

Программа по развитию осознанного пищевого поведения

Эта тема – лейтмотив всего года во всех группах. Ее задача – создать среду для вдумчивого отношения к вопросу здоровья, ведь привычки ЗОЖ так же, как и основа личности, закладываются в детстве. Это побуждает детей осмысленно относиться к подобным вопросам. Красиво изготовленные продуманные материалы можно рекомендовать любому детскому саду и школе.

Работа по развитию осознанного пищевого поведения у детей ведется на постоянной основе во всех подразделениях «Вершины». В классах лежат бланки, где ребята отмечают свой питьевой режим. Представляете, если с детства ребенок пропитывается и учится заботиться о своем теле, тогда можно по-настоящему вырастить здоровых людей, ведь впитывающий разум действует!

Почему опыт и материалы «Вершины» про осознанное питание так важны. 2 факта

1. Последние цифры социальных исследований говорят: самое главное, что сегодня интересует людей, – это ЗДОРОВЬЕ! Товары для здоровья за последний год на Яндекс Маркете выросли на 20 процентов при общем снижении покупательской способности. Это впечатляет.

2. Что было у Губернатора первым пунктом в программе, например, в Свердловской области? Не патриотизм, не традиционные ценности и иже все, а ЗДОРОВЬЕ людей! Программы составляют политтехнологи, которые знают, что на самом деле важно людям. Монтессори-педагогика может быть первой педагогикой, которая на свой флаг поднимает не только самостоятельность, инициативность, культуру мира, но и обучение детей осознанной заботе о собственном здоровье.

В уголке русского языка детсадовской среды

Во всех классах «Вершины» мы увидели материалы по грамматике русского языка. Не секрет, что далеко не во всех группах 3–6 можно увидеть грамматику. А ведь важно, чтобы ребенок, с одной стороны, упражнялся в чтении (грамматические материалы прекрасны для чтения с пониманием), с другой – уже в этом возрасте он исследовал язык, находил и видел закономерности. В этом была задумка М. Монтессори для класса 3–6. На полках в зоне языка в «Вершине» мы увидели и морфемику (состав слова), и морфологию (части речи: существительное, прилагательное, глагол и т.д.), и анализ предложения. А с какой любовью они сделаны! Находка с точки зрения удобства – конвертики из фетра. Красиво (тесьма, бантики). Много любви вложено! Видно, что педагоги с огоньком к оформлению подошли. Только таким образом можно создать среду, которая манит и привлекает ребят.

Еще один дефицит Монтессори-групп – материалы для развития устной речи. В «Вершине» немало материалов для решения этих задач, к примеру, материалы на составление текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

Находка «Вершины» – логопедическое материалы в зоне языка. В каждом классе есть самые разнообразные упражнения. Прекрасное подспорье в современных реалиях развития речи у детей.

Про субъектность детей и взрослых

Видно, что у педагогов есть фокус на построении среды, где дети чувствуют себя соучастниками. Следы детской деятельности повсюду. Голоса детей слышны в пространстве. Много примеров, в которых виден интерес ребенка к реализации своих проектов.

Поддержка агентной позиции ребенка (термин, который использует Институт образования ВШЭ) проявлена ярко и смело.

Вот, к примеру, в какой необычной форме составлена записка ребенка завхозу о необходимости продуктов для приготовления выпечки. Кулинарные книги в группах написаны самими ребятами.

Игры, созданные руками детей. Например, лабиринт из остатков карандашей – игру, которую дети сделали в группе вместе с педагогами. А на фото ниже - исследование детей с помощью золотого материала: в каких продуктах содержится больше всего витамина С.

Или еще один проект по изготовлении Красной книги Дальнего Востока.

А это что за материалы?

Оказывается, материалы по сенсорной интеграции тоже находятся в свободном доступе детей. Будь то монтессори-сессия или свободная игровая деятельность, даже сончас: дети могут брать то, что по их ощущениям поможет им сбалансировать свое состояние. Мы понимаем, что нейроотличия сегодня – это норма жизни. В современном мире действительно есть моменты, когда контакт между телом и мозгом, между разными сенсорными системами нуждается в укреплении.

Какие материалы по сенсорной интеграции есть в среде «Вершины»?

  1. Качающаяся доска – выбирают ребята, которым важно тренировать баланс и координацию движений.
  2. Утяжеленные браслеты – их выбирают ребята, которым важно лучше чувствовать движения и действия своих рук и ног, а также понимать схему своего тела.
  3. Утяжеленный жилет – чаще всего надевают ребята, которым важно почувствовать опору (заземлиться), снять напряжение, снизить гипертонус мышц.
  4. Яйцо Кислинг (Совы) – берут ребята, которым важно ощутить границы своего тела, научиться им владеть, снять стресс и напряжение.
  5. Утяжеленное одеяло – просят ребята, когда им важно усилить связь тела и мозга. Давление, которое оказывает одеяло на тело, помогает ребенку ощутить границы тела, расслабиться, успокоиться и снять напряжение.

Анастасия Рарова, методист «Вершины», рассказала: «Через контакт ребенка с данными материалами мы наблюдаем, как он успокаивается; его движения становятся более координированными, снижается возбуждение, и, только что ребенок, не понимающий, чего он хочет от среды в классе, бегающий и совершающий много лишних хаотичных движений, гармонизируется и нормализуется. Если материал отвечает потребности ребенка, то результат виден буквально через несколько минут. Хочется отметить, что это всего лишь вспомогательные материалы, которые мы вынуждены использовать. А хочется, чтобы все-таки среда была таковой, чтобы все это стало ненужным и дети бы получали все необходимые сенсорные стимулы в обычной повседневной жизни. Как? Вместо посидеть дома – погулять на улице, используя разнообразные виды физической активности.

Вместо прогулки на площадке с безупречно ровным резиновым покрытием – прогулка в естественной среде – в лесу, по траве, у моря, босиком по камушкам, песку – причина, почему, несмотря на вопросы родителей, детская площадка «Вершины» не закатана покрытием. Перед прогулочной площадкой ежегодно создаются сенсорные участки: песок, камни, трава, деревянные спилы… на самой площадке дети раскапывают ямы, бороздят ручьи, строят горки из снега, песка. Это так важно для современных детей!!! – получать опыт в естественной среде, ведь только она способна давать реальный ответ! Вместо мультика/телевизора/планшета – обниматься, кувыркаться, качаться с папой и мамой, совместно заниматься домашней рутиной. Когда всего вышеперечисленного достаточно в жизни ребенка, он не испытывает сенсорные дефициты, которые часто приходится наполнять искусственными материалами».

Рядом со зданием детского сада находится здание начальной школы

Две ступени трудятся здесь: 1–3 класс и 4–6 класс. Школа лицензирована, аккредитована, но при этом полностью основана на методе Монтессори. В свое время команда «Вершины» провела большую работу с Приморским институтом повышения квалификации, чтобы создать программу, соответствующую ФГОС РФ, с максимально возможным учетом особенностей построения образовательного процесса по методу Монтессори.

А как с академическими результатами? Вот как на этот вопрос ответила директор школы Вершины: «Школьному подразделению «Вершины» в 2027 году будет 20 лет – почти 20 лет она реализует принципы Монтессори-педагогики и удерживает монтессорийскую концепцию школы. Родителям, безусловно, при всем единомыслии, важен академический результат, так как после монтессори-школы дети идут в лучшие школы и лицеи города, причем поступление предполагает конкурсную основу. Дети «Вершины» часто выдерживают самые сложные конкурсы. Подтверждение тому – благодарные слова (они на сайте Центра есть), они адресованы учителям школы, где родители описывают успехи детей.

Как-то один из директоров школы, куда часто поступают дети «Вершины», поделился наблюдениями о том, что только ОНИ берутся за самые сложные задания и пытаются решить их, даже если не изучали тему в классе, и только ОНИ совершенно по-другому относятся к неуспеху. У них другая степень ответственности и осознанности во всем. Такая обратная связь радует гораздо больше, чем стабильные пятерки по предметам… Ну а то, что школа фактически состоит из вторых, третьих, четвертых детей в семьях тех, кто уже повторяет сотрудничество, – подтверждение, что родители удовлетворены результатом». Значит, можно выстроить качественную работу по методу М. Монтессори в современной школе.

На самом видном месте – Устав школы. Его разрабатывают сами ребята и живут по нему.

Директор школы рассказывает, что иногда дети стихийно собираются обсудить нарушение кем-то Устава, мы спрашиваем: «Нужна ли вам помощь, наше участие?», дети часто отвечают: «Вы можете присутствовать, но помощь не нужна». Наблюдение за детьми в этих процессах – один из эликсиров – то, насколько дети по-деловому, безоценочно, конструктивными моделями регулируют нарушение правил. В очередной раз убеждаешься: когда правила рождены самими детьми, они фактически не требует регуляции извне, дети сами удерживают их. Отличный инструмент самодисциплины. Но только в том случае, если все рождено самими детьми, а не спущено сверху.

Удивительно, но все современные бизнес-команды, которые относят себя к живым, бирюзовым, также имеют в основе организации или кодекс, или руководящие принципы, которые формируют сами сотрудники. Сила такого подхода совершенно очевидна.

Рядом с начальной школой уже построено!!! здание основной школы до 11 класса! Красивое, современное, с просторными площадями, спортивной площадкой на крыше и видами на Амурский залив. Здание построено с нуля.

А с каким трепетом Татьяна Вышина, учредитель, основатель и идейный лидер «Вершины», рассказывает, что в новой школе зап роектированы зоны релакса для педагогов, с сауной/хамамом и массажным кабинетом, просторным залом для йоги! Приятно встретить заботу не только о детях, но и о взрослых.

Филиалы «Вершины»

Кроме сада и школы, в «Вершине» есть 4 филиала, в которых преимущественно ведется работа с родителями и детьми возраста от 0 до 3-х лет. Кто из руководителей детских центров и садов не мечтает о клиенте, который в полной мере разделяет ценности его организации; поддерживает ее смыслы; обладает высоким уровнем вовлеченности во все, что происходит в ней; говорит с монтессори-педагогами «на одном языке»? Конечно, все этого хотят! Но где найти такого клиента? Найти сложно, а вот вырастить можно! Татьяна Вышина поделилась опытом в этом направлении.

«Работать мы начинаем уже с беременными. И на сегодня для этого существует масса возможностей. Сейчас, когда федеральная политика устремлена на сохранение семьи, повышение рождаемости, укрепление семейных ценностей, перед отраслевыми структурами стоит задача активной работы в этом направлении. И поэтому краевые, городские роддома, женские консультации поддерживают любую инициативу, связанную с реализацией этих задач. Мы проводим для будущих мам полезные встречи, семинары, мастер-классы на регулярной основе.

Не случайно в России в 2022 году появилась инициатива отмечать День беременных, а с 2023 года был утвержден Всероссийский день беременных – праздник, который отмечают 7 октября и 7 апреля. Мы активно участвуем в мероприятиях, связанных с чествованием Дня беременных, потому что, как правило, они проводятся с большим размахом, при поддержке краевой и городской администрации и собирают большой охват.

Все больше и чаще появляются и другие инициативы для молодых семей и будущих мам. К примеру, в нашем городе проводится «Битва ползунков», которая собирает несколько сотен семей, фестиваль осознанного родительства и другие. На этих мероприятиях мы организуем выставку-продажу материалов собственного производства для малышей, проводим мастер-классы, семинары. Каждый участник получает сертификат на пробное занятие в «Вершину».

Нас радует конверсия нашей активности – ежегодно количество родителей, пришедших на занятия с новорожденным (возраст малыша до 6 месяцев), существенно прирастает. Придя в Нидо-группу с малышом до 6 месяцев, мама более года находится в сотрудничестве, присутствуя с ребенком непосредственно на занятии. Безусловно, это совершенно другой уровень понимания подхода, родительской компетенции, осознанности в выборе Монтессори подхода для своего ребенка, нежели у родителя, присоединившегося на тоддлер-ступени и тем более позже...

Вот так, распахивая широко смысловые врата нашей педагогики у истока зарождения новой жизни, мы создаем среду для бережного и осмысленного родительства». Собственное фермерское хозяйство, строительство школы, открытие новых филиалов – это не может не впечатлять, но то, что команда еще и открыла собственное производство полезных материалов для малышей, это окончательно приводит в состояние восторга и уважения к многолетнему труду педагогов «Вершины».

Родители могут приобрести мобили и треногу для их развешивания; сенсорные наборы, правильные погремушки, мячи Такане, подвесные кольца и колокольчики; фартучки для самых маленьких, грызунки, тренировочные трусики. Модель многослойных многоразовых трусиков разрабатывали с профессиональным технологом, учитывая все их недочеты, с которыми сталкивались, наблюдая за детьми на практике. На эти трусики был получен сертификат государственного образца по всем требованиям ГОСТа. А недавно в этом перечне появились и утяжеленные сенсорные одеяла. Все это изготавливается своими руками с любовью и заботой, наполняя не только монтессори-классы, но и домашние пространства детей правильными стимулами для развития.

А теперь про красоту сред филиалов

Мы уже поняли, что эстетике в «Вершине» уделяется много внимания. Это видно на каждом шагу – как в интерьере, так и в каждом материале, стоящем на полке. К примеру, чтобы часы, висящие со шторами рядом, идеально сочетались, их делали по индивидуальному заказу из гипса, подбирая оттенок по оттенку ламбрекена.

Или, к примеру, для того, чтобы лента развития, используемая в классах Нидо и Тоддлер, выглядела максимально опрятно, бумажный вариант всем нам хорошо знакомой ленты был заменен на ленту из специального материала (фомикс). Для этого дизайнер отрисовывал всю ленту в программе несколько месяцев. Лента сделана фантастически!

На каждом квадратном метре Вершины чувствуется любовь к пространству людей, которые это пространство создают.

Когда площадка давно работает, материалы куплены далеко не вчера, можно ожидать «уставший вид» среды, чего не скажешь ни про одну из сред «Вершины», несмотря на 23-летний опыт. И это, определенно, про отношение к делу команды «Вершины». Как полагала М. Монтессори, «все, что окружает ребенка, становится частью его Души». Понимание этого смысла не может не вдохновлять делать свое ДЕЛО именно так.

Но и это еще не всё!

Татьяна Вышина поделилась, что в ближайшей перспективе к открытию готовится еще один филиал в современном элитном ЖК Владивостока. Строительство в самом разгаре.

«В этом проекте реализуется идея укрепления семейных ценностей, где у семьи, за счет идеи ландшафтного проектирования пространства ЖК (количество парковых зон, зон различных семейных активностей и даже своей набережной) появляется большое количество возможностей качественно проводить время ВМЕСТЕ всей семьей. В проектировании нового филиала мы учли потребности современного родительства: в нем будут различные лаунж – зоны для работы, отдыха, общения и релакса. Разнофункциональные зоны позволят родителям, ожидая ребенка, провести свое время с пользой и заботой о себе».

Итак, мы рассказали вам, друзья, о том, как реализуют российские монтессори-педагоги, СОВРЕМЕННУЮ ШКОЛУ МОНТЕССОРИ, и как они воплощают в жизнь идеи гуманистической педагогики выдающейся итальянки в наш непростой ХХI век. Счастья и творческого роста детям Владивостокского Центра «Вершина Монтессори» и всем, кто умеет смело и не отступая творить свою великую миссию!

Оксана Иванова

Фото предоставлено автором
с сайта РБЦ на Дальнем востоке «Вершина Монтессори»


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube