Качество образования // Статья

Люди и технологии в управлении качеством: об итогах IV Летней смены Всероссийской Школы Методистов


Люди и технологии в управлении качеством: об итогах IV Летней смены Всероссийской Школы Методистов
Фото: ru.freepik.com

Августовка методистов прошла в Москве с 13 по 16 августа. Идеей IV Летней смены Всероссийской Школы Методистов (далее – смена) стала идея баланса гибких навыков и экспертизы в работе методиста. Отсюда дизайн программы, где тренинговая часть предшествовала экспертному блоку, а финал был посвящен профессиональным конкурсам.

Участниками смены стали преподаватели центров непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ) педагогических работников, начальники муниципальных управлений образования, руководители региональных методических активов, институциональные методисты, заместители директора государственных и частных школ.

Тема смены определила ее девиз: «Работаем с человеком, когда работаем с программой».


Справка

Официально о возрождении методической службы заявили 28 апреля 2022 г. на Всероссийском совещании «Развитие методической службы в Российской Федерации». Координатором инициативы стал Федеральный методический центр (ФМЦ), подчинивший себе региональные методические активы, создаваемые на базе ЦНПП. Наряду с федеральными и региональными институциями методической работы стали развиваться и независимые площадки, консолидирующие экспертизу в вопросах методической работы. Наибольшее признание в профсообществе получила площадка Всероссийской Школы Методистов как проекта экспертного бюро «ПРО-сегмент» в области информационно-методического сопровождения общего образования.


Программа смены открылась тренингом «Ясность в целях и самоорганизация» (тренер Наталья Давыдова, основатель проекта «Школа непраздного досуга»), который пробудил рефлексию установок и развернул участников к собственному ментальному опыту с позиции будущего.

Следующий день был посвящен созидательной силе юмора. Трек «Комедия как метод работы с педагогическими кадрами» стал для участников настоящей трансформационной практикой. От комичного во вне участники прорастали к комичному в себе, а самые инициативные вышли «на сцену» и рассказали невымышленные комичные истории в формате стендапа.

Идею трансформации смехом предложил Дмитрий Кузьмин, продюсер Лиги педагогического стендапа, а исполнила ее команда института ПрЭСТО: Мария Мансветова, Виктор Имакаев, Аниса Шайдуллина. Эффект тренинга лучше всего передают слова одной из участниц: «Нейросвязи в твоей голове дают всполохи».

По замыслу организаторов смены, практикум трансформации смехом должен был стать аргументом ценности педагогического дизайна в обучении взрослых. Поэтому до начала практикума выступила Наталия Николаевна Шевелёва, методолог педагогического дизайна, руководитель многих проектов по обучению взрослых, реализуемых на базе Института непрерывного образования МГПУ.

Эффект практикума поддержала Наталья Валерьевна Бондаренко, руководитель центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО. Комментируя кейсы правоприменения: в образовательном и трудовом праве, Наталья Валерьевна, действительно, «не критиковала, а смеялась». По-доброму, в знак наставления к собравшимся. Ключевой посыл спикера – знать нормы и уметь принять на себя ответственность за их применение под аутентичные задачи кадровой политики организации.

Наставления в вопросах права были усилены разбором методических задач, стоящих перед школой в условиях изменения федеральных образовательных программ (ФОП). В живом диалоге с участниками прошел семинар «Оценка и отчетность в кадровой политике» (ведущая семинара Савиных Галина Петровна, руководитель экспертного бюро «ПРО-сегмент»). Этим семинаром градус программы был переведен с освоения софт-техник методической работы к актуальному методическому «харду». Помимо вопросов оценки, в программу были включены вопросы управления инклюзивным образованием и сопровождения подготовки педагогов к профессиональным конкурсам.

Выступление Соловьевой Татьяны Александровны, директора Института коррекционной педагогики, отличалось глубиной погружения в тему и выраженной позицией спикера на предмет издержек инклюзии в массовой школе. Аргументированные прикладные рекомендации были даны как по проектированию адаптированных образовательных программ, так и по взаимодействию с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Советы Татьяны Александровны сопровождались навигацией по информационно-методическим ресурсам Института коррекционной педагогики.

Финализировало программу выступление Елшиной Елены Станиславовны, заместителя председателя Общероссийского Профсоюза образования; учредителя, члена правления Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года». Харизматичность и компетентность Елены Станиславовны побудили участников смены к обновлению подходов методического сопровождения педагогов-конкурсантов.

Для многих стало открытием закулисье федеральных конкурсов, где рецепт успеха – труд и самобытность в профессии.

Ценным исходом программы стала инициатива организовать серию мастер-классов выпускников смены от Миролюбовой Дианы Олеговны, замдиректора школы по развитию, Республика Карелия. Продуктивно-осознанно рекомендации смены будут транслироваться в УО Ханты-Мансийска (Евпатченко Ирина Валерьевна, начальник отдела, МКУ ДО «Центр развития образования»), ИРО Сахалина (Чайкина Ольга Ивановна, методист ЦНППМ); ИРО Липецкой области (Китаева Ирина Вячеславовна, преподаватель ЦНППМ; практики индивидуальных образовательных маршрутов педагогов; сопровождение конкурса «Методическая команда года» для школ Липецкой области). И это далеко не весь шлейф методической пользы участия в программе смены.

Если подводить общий итог IV Летней смены Всероссийской Школы Методистов, то его можно обозначить через концепт технологизации человеческого фактора в методической работе. О «человеческом факторе» говорят все, но хороший методист буквально производит этот фактор в рамках официальной политики организации. Смена показала, что живые встречи ничем не заменить, особенно если работу с кадрами планировать вдолгую и замешивать ее на смыслах и ценностях, а не на бюрократических документах. Да, найти, удержать и акцентировать человеческое в стратегиях методической работы – серьезный и непростой труд, но именно он, в конечном счете, делает эффективной традиционную методическую службу с ее диссеминациями и прочими практиками «обмена опытом».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube