В XXI веке проектирование школьной среды выходит далеко за рамки строительства зданий и расстановки парт. Сегодня образовательная среда – это стратегический инструмент, влияющий на успеваемость, психологическое благополучие и развитие личности ученика. Понимание ключевых принципов создания такой среды – необходимое условие для эффективной работы любого образовательного учреждения.
Безопасность
Физическая безопасность – это не только видеонаблюдение и системы оповещения. Исследования подтверждают, что освещенность, видимость зон, наличие визуального контроля со стороны взрослых, продуманная эвакуация – критически важные факторы для снижения агрессии и тревожности у детей. Эмоциональная безопасность формируется также с помощью навигации и понятного зонирования пространства; это снижает перегрузку и давление.
Библиотека начальной школы Европейской гимназии. Проект PLAYPLY
Пространство, работающее на педагогику
Современные школы нуждаются в пространстве, которое адаптируется под разные форматы занятий: групповая работа, проектные лаборатории, индивидуальная работа, приватные зоны, лектории. Баррет* (и его коллеги) подчеркивают: адаптивность и персонализация – два из семи параметров, напрямую влияющих на успеваемость учеников. Пространства должны быть гибкими: трансформируемая мебель, зонирование с помощью светильников, штор и мобильных перегородок – обязательный элемент современной школы.
Цветовые решения
Цвет влияет на поведение и внимание. Яркие цвета провоцируют активность и мотивируют к движению. Их лучше использовать там, где детям разрешено двигаться и бегать: в спортивных залах, приспособленных рекреациях. Нейтральные теплые цвета успокаивают, позволяют расслабиться. Их нужно применять в местах отдыха и уединения. В качестве основы в пространстве лучше использовать светлую палитру, но с обязательным использованием ярких акцентов.
Детский сад Феникс Анино. Проект PLAYPLY
От школы к «третьему месту»
Школа всё чаще становится не только местом учебы, но и центром жизни сообществ. Ведущие архитекторы мира говорят о «школе как городе»: наличие общественных пространств, медиацентров, кафе и зон отдыха делает школу местом, где архитектура интегрирована с ландшафтом и городской средой.
Хорошим примером является финская школа Сауналахти (Saunalahden koulu) – это первое финское образовательное мультифункциональное здание, под крышей которого расположились детский сад полного дня, школа, публичная библиотека, молодежный центр для вечерних занятий и секций.
Школа Сауналахти, фотография с сайта школы
Ошибки при проектировании
- Унификация пространства – шаблонные, одинаковые классы без учёта возрастных и педагогических особенностей.
- Избыточная визуальная стимуляция – чрезмерное количество стендов, ярких красок, декора снижает концентрацию.
- Недостаточное внимание к акустике – реверберация мешает пониманию речи и утомляет учеников.
- Нерациональное использование пространства – длинные пустые коридоры, мертвые зоны, неиспользуемые рекреации.
Проектирование школьной среды – это совместная задача архитекторов, педагогов и управленцев. Только в постоянном диалоге с участниками образовательного процесса – учителями, учениками, администрацией и родителями – можно создать пространство, где каждый ребенок чувствует себя защищенным, мотивированным и готовым к обучению и росту.
В студии PLAYPLY мы реализуем проекты для образовательных организаций с учетом всех этих факторов. Наш подход основан на принципах педагогического дизайна и вовлечении пользователей. Мы проектируем пространства под конкретные образовательные задачи, методики и сообщества. Если вы стоите на пороге трансформации или запуска своей школы – будем рады стать вашим партнером в этом процессе.
______________________________
* Питер Баррет – почетный научный сотрудник Департамента образования Оксфордского университета. Его исследования связаны с изучением связи между физическим дизайном школ и успеваемостью учащихся.
Мария Анисимова-Карасик архитектор,
основатель компании PLAYPLY – проектирование
и оснащение образовательных организаций