Качество образования // Тема дня

«Классом для детей должен стать весь мир, окружающий ученика»

О том, как можно организовать жизнь детей за пределами школы, рассказывают Алексей Голубицкий и его коллега – руководитель тьюторской службы Школы будущего Татьяна Талецкая.

«Классом для детей должен стать весь мир, окружающий ученика»

На страницах «Вестей образования» уже опубликована целая серия статей, в которых директор Школы будущего поселка Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий делится с читателями своим опытом – от организации школьного самоуправления до создания тьюторской службы и специфики работы с подростками.

Но, по убеждению Алексея Голубицкого, невозможно получить качественное образование, находясь только в стенах школы. Классом для детей должен стать весь мир. Для кого-то это поселок, город или регион, где находится школа, а кто-то имеет возможность выехать в другие регионы и страны. О том, как можно организовать жизнь детей за пределами школы, рассказывают Алексей Голубицкий и его коллега – руководитель тьюторской службы Школы будущего Татьяна Талецкая.

Образовательные путешествия старшеклассников: подготовка к празднику порой интереснее самого праздника

Форм организации внешкольной жизни в Школе будущего несколько. Одна из них – образовательные путешествия старшеклассников.

Учебный год для десятиклассников в Школе будущего заканчивается не 31 мая, а 15 июня. Первая половина июня используется не только для проведения различных социальных практик с участием учеников 10-х классов (работа в детских домах, интернатах для пожилых людей, приютах для животных и других местах, где можно проявить на деле свои душевные качества), но и образовательных путешествий по Калининградской области. В таких поездках ребята погружаются, как первооткрыватели, в исследование городской среды, изучают культуру, экономику посещаемых мест, возможности проживания и рынок труда. Все это может пригодиться им в дальнейшей жизни.

Как пояснил Алексей Голубицкий, образовательные путешествия входят в обязательный учебный план, более того – для них, как и для любого выезда в школе, разработан специальный «золотой стандарт путешественника», включающий три ключевых этапа.

Первый, подготовительный этап предполагает так называемое эмоциональное присоединение. Педагоги рассказывают подросткам что-то по-настоящему удивительное или необычное, погружая их в проект, и знакомят ребят с теми малыми городами региона, которые предложены для исследования в этом учебном году. Классы выбирают города для своих будущих путешествий, начинают испытывать любопытство и проявлять интерес именно к этому месту.

Затем они изучают это место, пользуясь открытыми источниками – от книг и путеводителей до Интернета; придумывают вопросы, которые они зададут представителям муниципальной власти и местным жителям; составляют траектории движения с возможностью выбора по направлениям, собирают необходимые средства для создания карты впечатлений. В ходе подготовки они распределяются по группам, которые в поездке будут сопровождать педагоги и тьюторы.

Подготовку к образовательному путешествию и его предвкушение Алексей Голубицкий сравнивает с подготовкой к Новому году, когда ожидание праздника – покупка елки, украшений, подарков близким людям, наблюдение за тем, как преображается улицы и магазины – порой интереснее самого праздника, который быстро пролетает.

Второй этап – это сама экспедиция в город, она начинается со встречи с представителями местной власти, которые рассказывают об особенностях экономики и культуры своего города, то есть дают общее представление о городе, в котором подросткам предстоит провести исследование. После этого ребята делятся на группы и идут по городу, задавая вопросы местным жителям, интересуясь их проблемами и особенностями проживания в этом месте.

Также они проводят самостоятельное исследование местности, ее природы и архитектурных достопримечательностей, инфраструктуры, учреждений и их вклада в жизнь и развитие города. Кроме того, объектом изучения школьников в таких образовательных путешествиях становится топонимика города. Например, в Правдинске ребята обратили внимание на то, что здесь в названиях организаций часто встречается слово «дом» (Дом творчества, Дом одежды, Дом спорта), и это не случайно. В разговорах с местными жителями выяснилось, что Правдинск – маленький город, где все знают друг друга, здороваются при встрече, фактически этот город воспринимается местными как большой дом, семья.

Третий этап можно обозначить как рефлексию впечатлений. Каждая группа отдельного класса обрабатывает собранный ею материал, обсуждает полученные результаты, готовит на этой основе презентацию и представляет своим одноклассникам. Потом совместно с другими группами класса составляется общая многослойная «Карта впечатлений» (она больше напоминает старинную рукотворную карту, на которую наносятся все наиболее запомнившиеся ребятам объекты). Но и это еще не все: по итогам путешествия подростки придумывают квизы и викторины для младших школьников, социальные ролики, которые могли бы привлечь туристов.

Итогом образовательных путешествий становится конференция, где каждый класс представляет образ города в виде презентации «Карты впечатлений», показа ролика и проведения интерактивной игры.

Часто результаты совместной деятельности школьников оценивают представители городов, которые высказывают свои замечания и предложения.

Сборка знаний, погружение в реальность и активная жизненная позиция

Как пояснил Алексей Голубицкий, во время таких путешествий решаются три задачи:

  1. Сборка знаний по всем предметам и применение их на практике. В «Школе будущего» несколько профильных классов – социально-экономические, физико-математические, исторические, лингвистические, естественно-научные. Эти направления, конечно, учитываются в образовательном путешествии (например, ученики физмат-классов посещают инженерные сооружения, гуманитарии обращают внимание на культурные объекты, любителям естественных наук интересны предприятия химической промышленности и экология того или иного города). В то же время очень важно, чтобы ребята получили целостную картину окружающего мира и могли бы на практике применить полученную на уроках информацию, что обеспечивает достижение метапредметные результатов, а не только знания по профильным дисциплинам.
  2. Погружение детей в реальный контекст жизни малых городов путем опросов, исследований и личных наблюдений.
  3. Дети становятся субъектами деятельности: они сами планируют поездку, выбирая города (например, в прошлом году они отдали предпочтение Черняховску, Правдинску и Гвардейску), сами изучают новые места и затем осмысливают полученные впечатления. Так формируется их активная жизненная позиция.

«Важно подчеркнуть, что образовательное путешествие – это не экскурсия с пассивным созерцанием окрестностей, а самостоятельное добывание знаний: во время таких поездок ребята выясняют у местных жителей, почему они выбрали именно этот город для жизни, чем они здесь занимаются, как зарабатывают на жизнь, как устроен их быт», – рассказывает Алексей Голубицкий.

«Конечно, для того чтобы задать вопросы жителям города, с которыми ребята впервые встречаются на улице, им нужно преодолеть стеснение перед незнакомыми людьми, суметь их расположить к себе. Этому мы учим ребят специально перед поездкой. Также они учатся общаться с представителями власти, задавая им волнующие их вопросы,» – рассказывает Татьяна Талецкая.

По мнению педагогов, малые города Калининградской области удобны и доступны для образовательных путешествий: расстояния до них небольшие, для поездок используется школьный автобус, знакомство с новым местом занимает не более одного дня без ночевки, то есть для семейного бюджета школьников это не затратно. Кроме того, в отличие от мегаполисов, малые города можно за короткий срок увидеть как целостную систему – от водоснабжения до истории и природных ресурсов, а большие города требуют много времени для изучения.

Образовательные путешествия влияют на жизненные планы подростков

Поскольку в образовательных путешествиях принимают участие старшеклассники, то возникает закономерный вопрос: как эти поездки влияют на выбор их жизненной траектории, меняются ли в итоге их дальнейшие планы?

«Когда дети, встречаясь с представителями муниципальной власти, узнают о вакансиях в этом городе, о возможности получить целевые направления на обучение или о новых предприятиях, у них появляется шанс как-то подкорректировать свои первоначальные замыслы», – говорит Татьяна Талецкая.

«Такие встречи часто проходят в здании местной администрации, и ребята видят, что здесь работают не только управленцы, но и юристы, инженеры, экономисты, логисты, специалисты по сельскому хозяйству, образованию, культуре. Это тоже расширяет их жизненные перспективы», – считает Алексей Голубицкий. При этом он отмечает, что в образовательных путешествиях профориентационный вектор не является центральным, главное– это изучение особенностей местной жизни, прикосновение к живой ткани общества, целостный взгляд на систему города.

Навыки общения с людьми, способность подмечать интересное и необычное вокруг себя – это очень важные компетенции, которые ребята приобретают в таких поездках и которые пригождаются им при посещении других регионов, где им, может быть, предстоит учиться и жить.

Организовать такие путешествия при желании может любая школа, поскольку подобные мероприятия почти не требуют экономических вложений – в этом случае важнее совместное творчество педагогов и детей.

В следующей статье мы продолжим рассказ о том, как интересно и продуктивно организовать жизнь детей за пределами школы, узнаем о том, что такое путешествия за новыми идеями, экспедиции и образовательные гостевания.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube