Травля в школах – проблема не новая, хотя в сети нередко можно увидеть комментарии о том, что травли в СССР не было, да и вообще она появилась чуть ли не с фильма «Чучело».
Увы, травля была всегда, поскольку у нее нет объективных причин для возникновения. Найти «другого» и «отличающегося» по любому из тысячи параметров крайне просто, а в коллективе, где отсутствует ценность «договариваться», «не молчать» и «защищать, даже если жертва не ты», костер разгорается очень быстро.
Несмотря на усилия по борьбе с этой проблемой, статистика показывает, что травля в школах продолжает расти, оставляя после себя долгосрочные психологические, эмоциональные и социальные последствия для всех участников.
Елена Горинова, социальный психолог, ведущий тренер и эксперт Центра толерантности, разбирается в психологических последствиях травли и отвечает на болезненный вопрос «Есть ли связь между травлей и стрельбой в школах?».
В последние годы внимание к проблеме травли значительно увеличилось, что связано с растущим числом сообщений о серьезных последствиях, включая депрессию, тревожность и даже самоубийства среди подростков. Кроме того, связь между травлей и экстремальными формами агрессивного поведения, такими, как шутинги в школах, вызывает особую тревогу.
В этот момент взрослые начинают «подозревать», что травля – это все-таки не банальность, которая проходит сама, не обязательный обряд посвящения и не испытания, которые подросток должен перенести, чтобы отправиться во взрослый жестокий мир во всеоружие.
Жаль, что повод начать работать с травлей глубже, профессиональнее и масштабнее именно таков. Но если это изменит климат в российских школах – мы согласны и на жестокий дискурс.
Психологические последствия травли
Вопреки устоявшемуся мифу, травля влияет не только на ребенка, который стал ее объектом.
Обычный школьник, не агрессор и не жертва, свидетель – это тоже участник травли.
Все дети, каждый ребенок, становятся вовлеченными в этот патологический процесс, а значит губительные последствия травли наступают для каждого.
Свидетелей всегда большинство, и именно они в силах остановить издевательства. Поэтому вопреки стереотипам мы начнем разбирать последствия травли именно со свидетелей.
Свидетели
Чувство страха. Класс, в котором происходит травля, – очень небезопасное место. Здесь страшно всем, даже самого незаметному свидетелю. Маятник травли может в любой момент качнутся в его сторону, и каждый это чувствует. Страх фонит по дороге в школу. В школе страшно лишний раз проявиться себя, чтобы не привлечь к себе внимание. А самое страшное – это если тебя заметят в компании или просто поблизости от жертвы. Свидетели, глядя на происходящее, невольно примеряют эту роль на себя и очень боятся оказаться на ее месте.
Чувство беспомощности. Хронический страх во многом объясняет неготовность детей-свидетелей травли противодействовать буллингу. «Что я могу? У меня не получится остановить это. Лучше не лезть. Надо смириться, все равно я не смогу ничего изменить» – такие мысли все чаще приходят в голову ребенку и укрепляют в нем чувство собственной слабости и бессилия, некомпетентности. Такие установки в будущем не помогут ребенку стать счастливым.
Воспитание равнодушия. Когда в течение длительного времени ребенок испытывает негативные эмоции, находясь в системе деструктивных отношений, рано или поздно чувства притупляются, их сменяют апатия и безразличие – защитные механизмы психики против невыносимой боли и разрушения. Ценой «спокойствия» является подавление способности испытывать яркие чувства, сопереживать. Дети очень рано ожесточаются, превращаются в циников, безразличных как к чужим радостям, так и печалям.
Нормализация жестокости. Когда что-то происходит изо дня в день, оно рано или поздно переходит в разряд нормы, «так и должно быть». Если ситуация травли не получает негативной оценки и противодействия со стороны окружающих, ребенок делает вывод о том, что издевательства, унижение и насилие – вполне допустимая составляющая общения.
Жертвы травли
Данные нескольких мировых исследований последствий издевательств показывают, что издевательства, особенно в подростковом возрасте, могут серьезно ухудшить физическое, психологическое и социальное функционирование человека, что приводит к рискованному поведению, тревоге, депрессии, более низкие уровни академической успеваемости, суицидальные мысли, суицидальное поведение или причинение вреда другим людям.
Травля по своей сути (неравенство сил, регулярная повторяемость эпизодов) не позволяет потерпевшему выйти из ситуации, оказывая тем самым на него длительное психологическое воздействие.
Исследования показали, что частота издевательств является одним из факторов, влияющих на психическое здоровье подростков. Подростки чаще испытывают более тяжелую депрессию, когда над ними регулярно издеваются, а некоторые жертвы издевательств могут даже стать виновными в тяжких преступлениях, причинив вред сверстникам или другим людям.
Если вы занимаетесь проблемой травли, обратите внимание на материал «Влияние буллинга на на психическое здоровье подростков и защитные факторы. Глобальное межрегиональное исследование в 65 странах».
Агрессоры
Для инициаторов травли последствия иные, но не менее разрушительные.
Дети-агрессоры не уверены в себе, вопреки стереотипам, и очень опасаются потерять свое место в коллективе, а еще больше (просто до ужаса) боятся, что в них однажды могут увидеть потенциальных жертв в иной роли.
Модель социального взаимодействия «жертва-преследователь» усваивается как единственно возможная. Часто это может выражаться в установке «если не ты, то тебя». Какая уж тут безопасность?
Дети-агрессоры рано получают опыт безнаказанности, иллюзию собственной силы (давайте честно: взрослые крайне редко обращают внимание на травлю, и еще реже уверенно ей противодействуют).
Это приводит к ожесточению, несформированности готовности и качеств, необходимых для построения близких, доверительных отношений. Чаще всего личность агрессора превращается в асоциальную, деструктивную.
Агрессор во взрослой жизни не умеет строить отношения другими людьми, боится показаться слабым, уязвимым, боится потери авторитета.
От травли к шутингу: понимание связи
По оценкам Рональд В. Пайес, доктора медицины, многие школьные стрелки пережили детские травмы, такие, как физическое или эмоциональное насилие. Опять же полезная статья.
Многие выросли в нестабильных семьях с жестокими, отсутствующими или алкоголиками родителями или братьями и сестрами. Многие из них подверглись издевательствам или преследованиям в школе.
Практически в 100% случаев предпосылки выбора стрелков становились очевидными после их гибели (самоубийств или смертей в ходе полицейских операций).
Ниже приведены примеры наиболее известных в мире «стрелков»:
- Колумбайнская стрельба (1999 год). Эрик Харрис и Дилан Клеболд, стрелки из Колумбайна, сообщали о переживаниях из-за травли со стороны сверстников. Их дневники и видеозаписи свидетельствуют о глубоком чувстве обиды и желании отомстить.
- Стрельба в школе Санта-Фе (2018 год). Димитриос Пагурцис, подросток, открывший огонь в своей школе в Техасе, также сталкивался с травлей. Сообщалось, что одноклассники издевались над ним из-за его одежды и внешности.
- Стрельба в Вирджинском техническом университете (2007 год). Сын-Хёй Чо устроил массовую стрельбу, в результате которой погибли 32 человека. В письмах и видеозаписях, оставленных Чо, прослеживается его глубокое чувство обиды и изоляции.
- Стрельба в школе в Ред Лейк (2005 год). Джефф Вайс, подросток из резервации Ред Лейк, убил девять человек и совершил самоубийство. Известно, что Вайс страдал от депрессии и был объектом травли со стороны сверстников.
Согласно исследованиям, большинство стрелков имело несколько мотивов для совершения нападений, включая месть за обиду, желание убить, самоубийственные намерения и стремление к славе или известности. Обиды обычно связаны с одноклассниками, буллингом, учителями, романтическими отношениями или другими личными проблемами. Отмечено, что некоторые нападавшие испытывали суицидальные мысли или желание причинить вред другим.
По оценкам западных исследователей:
- многие нападающие (40%) пережили буллинг, связанный с физической агрессией, включая удары, пинки, подножки, щипки, толкания, угрожающие или запугивающие жесты и сксуальное насилие;
- 17% нападающих испытали буллинг, который включал слова или действия, направленные на вред репутации или социальному статусу жертвы, например, распространение слухов о них, изоляцию от других (например, когда одноклассники вставали и уходили, когда нападающий садился за парту) и намеренное игнорирование;
- 11% нападающих пережили буллинг, связанный с актами кражи или уничтожения собственности; 9% столкнулись с кибербуллингом, включая использование цифровых технологий, таких как текстовые сообщения и социальные сети. Нападающие, которые стали жертвами кибербуллинга, подвергались преследованиям в социальных сетях и получали угрожающие электронные письма, сообщения в социальных сетях и текстовые сообщения.
Рекомендую изучить большой материал для школ, изданный в США как руководство по противодействию буллингу.
Одним из результатов серии исследований «Психиатрические характеристики учащихся, угрожающих другим в школе», проведенных в период с 1998 по 2019 год, стал вывод о том, что значительный процент учащихся или их родителей (89,8%) сообщили о значительном травматическом жизненном опыте.
Насмешки или буллинг были распространены в течение учебного года, в котором случались трагедии, что указывает на связь болезненных и унизительных переживаний и возникновением угрозы осуществления акта насилия.
Аналогично примерно половина учащихся имела в анамнезе «семейные стрессы», включая наблюдение и/или переживание ссор, домашнее насилие, развод родителей или смерть близких.
Краткий итог
Исследования в области психологии и криминологии часто указывают на сложные связи между переживанием травли в детстве и подростковом возрасте и повышенным риском агрессивного поведения или даже совершения преступлений в будущем.
Некоторые ключевые выводы:
- Повышенный риск развития агрессивного поведения. Жертвы травли часто испытывают чувство беспомощности и страха, что может привести к развитию агрессивного поведения как механизма самозащиты.
- Социальная изоляция и радикализация. Длительная травля может привести к социальной изоляции жертв, что увеличивает вероятность радикализации через интернет или социальные сети, где они могут найти сообщества с экстремистскими взглядами.
- Психологические последствия. Депрессия, тревожность и другие психологические расстройства, возникающие в результате травли, могут способствовать развитию антисоциального поведения и мыслей о мести.
- Имитация насилия. В некоторых случаях жертвы травли могут идентифицировать себя с известными агрессорами или маньяками, видя в их действиях способ восстановления справедливости или достижения известности.
Дисклеймер
Не все жертвы буллинга становятся агрессорами.
Многие из них находят другие, более здоровые способы справиться с последствиями буллинга, такие, как обращение за психологической помощью, развитие навыков социального взаимодействия или поиск поддержки у друзей и семьи. Но важное допущение: если у них есть возможность получить эту поддержку оперативно.
Пути решения проблемы
И хотя тема этого материала другая, после изучения всех исследований, фактов и цифр в голове только один вопрос «Что с этим делать?».
Давайте попробуем ответить на него кратко:
- Внедрение комплексного подхода к решению проблемы профилактики насилия в школе, включая образование и специальное обучение педагогов, в том числе учителей-предметников, классных руководителей в области недопустимости проявления агрессии и любого вида насилия в школе, психологического просвещения педагогов и родителей.
- Психологическая поддержка учеников в школе, оперативное реагирование на случаи проявлений признаков травли, формирование образа психолога как человека, который может помочь, поддержать, выслушать в тяжелой жизненной ситуации.
- Развитие профилактической антибуллинговой работы в школах с привлечением родителей, проведение тематических родительских собраний, ставящих проблему травли как комплексную, которая касается каждого ребенка в классе.
- Программы и инициативы, направленные на повышение толерантности и эмпатии среди учащихся. Вовлечение всего класса в профилактику травли через организацию позитивной, безопасной коммуникации, развитие навыков общения и оказания эмоциональной поддержки жертве травли, умение обращаться за помощью и знание каналов получения помощи.
Полезные ресурсы Центра толерантности для родителей, педагогов и подростков:
- telegram-канал «Давай по-человечески» https://t.me/tolerancecenter
- сообщество во «ВКонтакте» с методическими материалами и статьями https://vk.com/tolerancecenter
- материалы для профилактики травли в школе и работы с ней на сайте каждыйважен.рф