Дети // Статья

Зачем особенным детям лепить из глины

  • 23 января 2024

Зачем особенным детям лепить из глины
Фото: moskvichi.net

Как занятия в гончарной мастерской помогают особенным детям учиться, безопасно выражать свои эмоции, развивать воображение, мелкую и крупную моторику, а еще общаться друг с другом? Обо всём об этом рассказывает дефектолог московской школы № 2129 Юлия Афанасьева.

Играть в детстве важно. Я играла в голышиков и посудку. Как-то мы в деревенском клубе посмотрели индийский фильм «Король джунглей». Впечатлились так, что целое лето играли в него. У нас в кустах был домик, мы представляли себя кто охотником, кто женой его, кто тигром.

Особенные дети не играют ни в голышиков, ни в тем более в «Короля джунглей». У них нет познавательного интереса к окружающему миру, нарушена целостность восприятия мира и эмоционально-волевая сфера. Что другие схватывают на лету, им приходится долго осваивать.

Из глины можно сделать все, что хочешь

На уроках русского языка и математики дети учатся соблюдать правила грамматики и арифметики. А в мастерской из глины можно сделать все, что хочешь. Конечно, технология тоже есть, и мы ее осваиваем. Но главное – дети могут отдохнуть и безопасно выразить свои эмоции.

Мы знакомимся со свойствами глины: где ее берут, как добывают. Экспериментально устанавливаем, что глина бывает и твердой, и мягкой, и хрупкой, и жидкой.

Гончарное дело – это множество сведений из разных наук: физики, химии, математики. А еще это игра.

Мы рассматриваем фотографии знаменитых произведений и пытаемся их повторить. Коля, например, где-то увидел репродукцию картины «Рождение Венеры». Решил создать Венеру, которая рождается из раковины. Но раковина получилась меньше, чем он ожидал. Или Венера чуть больше.

А Саша слепил целую плеяду миниатюрных животных. Они напоминают нецкэ. Вот волк, медведь, ящерица, лось. Слепить четыре лапы, да так, чтобы они не отвалились, сложная задача.

Катя очень талантлива, рисует, как взрослый художник. Посмотрите на ее тарелочки. Синяя напоминает картину «Подсолнухи» Ван Гога.

Давид зовет всех красавицами, а себя – артистом. Чудесно лепит жгуты, кладет в форму для тарелок или скручивает в спираль. Но во время сушки спиральки часто разваливаются.

У нас все как в настоящей мастерской

Мы учимся не только лепить, но и слышать учителя, организовывать свое рабочее место и убирать за собою инструменты и материалы. У нас все как в настоящей мастерской, по-взрослому.

Каждый раз, когда лепим, доски пачкаются. В конце урока мы их чистим карточками, стряхиваем на стол крошки, а потом сухой тряпкой сметаем в тазик. Если вытирать мокрой губкой, все крошки превратятся в грязь. Потом моем стол губками и вытираем насухо.

Такой ритм работы учит детей, что надо убирать за собою. Еще дети привыкают сотрудничать. Например, Лиза порой упрямится и не хочет ничего делать. Но стоит сказать: «Помоги Толе», она берет глину и помогает, а потом увлекается и сама лепит вазочки из жгутиков.

У каждого ребенка есть программа индивидуального развития. Кто-то умеет лепить чашечки, домики и Венеру, а у кого-то не удаются руки. Мы учитываем это на уроках.

Самый главный инструмент – руки

Мы лепим разными способами: из целого куска, с помощью жгутиков и из пласта. Чтобы сделать пласт, надо комок глины расплющить и выровнять кулаком, лопаткой или скалкой. Пальцы непослушные, но их можно научить.

Вот Марина делает пласт, потом берет формочку для печенья и вырезает из лепешки звездочку, сердечко или елочку. Кстати, у таких формочек одна сторона острее, чем другая. Фигурки можно украсить рельефом с помощью различных штампиков с выпуклым рисунком. Часто мы в качестве штампиков берем крышечки от зубной пасты. Они ребристые, и если ими покатать по поверхности, получается узор.

Вообще, штампиком может служить что угодно: крышки от фломастеров, сломанные игрушки, ручки, даже скорлупа от грецкого ореха. Все, что оставляет след на глине. И, конечно, пальцы. Пальцы и руки – самый главный инструмент. Мы ими лепим, заглаживаем, делаем узор.

Другая техника лепки – жгутовая. Мы катаем колбаски, скручиваем в колечки, друг с другом соединяем и получаем колодец. Если присоединить к колодцу дно – лепешку – и загладить, будет стаканчик. Из таких стаканчиков лепим фигурки зверей. Катать колбаски надо, продвигая руки по всему жгуту, иначе они неравномерные, ломаются и крошатся.

Все это развивает мелкую и крупную моторику. Пальцы постепенно начинают слушаться.

Детям с РАС нужен ритм и последовательность

Детям с расстройствами аутистического спектра важен определенный ритм работы. Малейшее изменение в расписании вызывает раздражительность, тревогу и панику.

На доске висит визуальная памятка – последовательность этапов урока. Начинаем и заканчиваем всегда одинаково. Приходим, кладем портфели в отведенное место, надеваем халаты или фартуки. Берем доску и кусок глины. В конце урока мы кладем на доску свою работу, убираем глину, чистим доску, убираем стол.

Таню раздражает шум. Но когда она приходит в мастерскую, успокаивается, надевает фартук, берет доску и глину и начинает лепить. Зайчики, собачки и даже крокодилы все у нее милые и забавные. Еще она поет. Голос как колокольчик, а и слух абсолютный.

Максим приходит в класс и осматривает выставку. Я ему предлагаю лепить по программе, но у него свой план.

– Я буду лепить зайца!

И лепит, и с характером! У меня набралось несколько его игрушек: медведь, заяц, бегемот. Все фундаментальные и очень наивные.

Раскатать ровный большой пласт очень тяжело физически, призываю на помощь старших богатырей:

– Максимушка, ты богатырь?

– Богатырь!

– Раскатай мне лепешку.

И Максимушка трудится, раскатывает. Я рядом.

А у Лады не получались жгутики для чашки. Она отламывала слишком мало глины от целого куска. Соизмерить кусок глины и свое будущее изделие – сложно: процесс анализа и синтеза у детей с интеллектуальными нарушениями слабо развит.

Жгутики получались тонкие и ломались, Ладу это очень расстраивало. Я искала, как бы ее подбодрить. Предложила лепить с помощью силиконовых форм, и дело пошло. Тут надо отщипнуть кусок глины, заполнить форму и счистить карточкой лишнее. Потом загладить мокрыми пальцами. Получаются пуговички, цветы, ракушки, помидоры и морковка.

Еще у нас есть пряничные досочки. Мы делаем пряники не мятные, а керамические.

Я учу детей делать по образцу. Например, показываю, как делаю шарик – показываю круговые движения ладони по глине. Прошу: «Сделай так же».

Не у всех получается катать по круг, даже если несколько раз мы это делаем рука в руке. Умение действовать по образцу важно в повседневной жизни. Мы его используем, когда готовим еду, наводим порядок и даже не замечаем.

Особенным детям тяжело перенести знания и умения из урока в жизнь. Этого может вообще не произойти. Например, научившись на уроке катать шарик из глины, ребенок может не суметь слепить снежок, а тем более снежную бабу.

Работы детей наивные, и мне очень они дороги. Потому что дети научились. Получили не просто знания, а умения и навыки, которыми могут пользоваться в жизни. Хотелось бы, чтобы они им пригодились.

Ещё больше интересного в телеграм-канале автора статьи Юлия Афанасьевой.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube