Тема инклюзии – живая и надрывная. Многие педагоги не понимают и не знают, что делать, если в классе уже такой ребенок, а никто не помогает. Мне ужасно грустно, что в больших классах, где есть такие дети, нет поддержки профессиональных специалистов и родительского сообщества. Так быть не должно! Учителю нужно профессиональное сопровождение.
Но первое, с чего можно и стоит начать, – исследовать, кого мы учим, что за ребенок сейчас в классе.
Я опишу несколько точек и источников, с чего я начала бы работу над созданием безопасного (!) поля в классе, где есть ребенок с РАС (у меня есть гипотеза, что это может работать со многими детьми, с разными диагнозами). Важно оговориться, что я не дефектолог, я управляю образовательными процессами и учу детей понимать литературу. Разных детей.
Если родители ребенка с особыми потребностями знают о диагнозе и имеют помощь сторонних специалистов (о том, если родитель не знает или не хочет знать, что его ребенку нужна помощь, я расскажу в следующих постах).
1. Важно рассказать остальным детям в классе, что рядом с ними есть такой человек, ему или ей нужно больше внимания и заботы, потому что у него/нее есть ограничения.
В одной из школ мы делали так. Сначала готовились командой педагогов, которые будут работать в этом классе (помните, вы не одни с этой проблемой, ваши коллеги так же будут встречаться с такими ребенком), привлекая литературу и сторонние ресурсы, оговаривая это с родителями особенного ребенка, а дальше собирали детей и рассказывали:
- что такое РАС;
- какой ребенок придет к ним в класс;
- как с ним можно взаимодействовать;
- читали коротенькую детскую книжку «Почему Джони не машет руками» (и даже со старшеклассниками).
Тут важно сказать, в чем есть ограничения и как можно помогать такому человеку.
2. Важно оговорить с детьми и с ребенком правила, которые теперь будут действовать в этой среде на уровне класса или даже школы.
3. Важно нормализовать разные чувства и эмоции, которые могут возникать у всех – злость, бессилие иногда, радость, тревога – все чувства нормальны. Не надо думать, что ребенок с РАС ничего не чувствует и ни о чем не переживает, а только капризничает и топает ногами.
4. Раз в какой-то период (тут важно понимать степень необходимости) нужно собирать класс (кажется, разговоры об инклюзии – не менее важны, чем все остальные важные разговоры) и разговаривать с детьми: как они, где им нужна помощь, что получается, нужны ли взрослые рядом.
С детьми нужно говорить! Глупо делать вид, что «Коля просто у нас вот такой странненький» – это неуважительно не только к Коле, но и к его одноклассникам. Помните, дети – не дураки, они все прекрасно чувствуют и понимают.
5. Давать регулярную обратную связь родителям (всем родителям в классе): как идут дела не только у особенного ребенка, но и у класса в целом, что получается, а где нужна их помощь. Просвещать нужно всех. И подключать нужно всех родителей.
Фонд «Обнаженные сердца» написал и перевел несколько очень толковых книг, которые мне очень помогли в работе в этом году. Они бесплатные.
- «Как помочь дошкольнику с РАС»
- «Как организовать инклюзию в детском саду»
- «Дети с РАС в детском саду и школе»
- «Как организовать досуг для детей и подростков с нарушениями в развитии»
Много интервью и статей есть на сайте фонда «Антон тут рядом».
Эти шаги (а они должны быть первыми) не так дорого стоят в денежном эквиваленте, но точно бесценны в человеческом.