Городское образование // Статья

Клуб полезного досуга открыл новый сезон

Булгаковская «Нехорошая квартира» стала первым местом встречи Клуба в новом учебном году.

Клуб полезного досуга открыл новый сезон
Фото: dzen.ru

18 сентября состоялось открытие нового сезона Клуба полезного досуга. Первым мероприятием в 2023/24 учебном году стало посещение «нехорошей квартиры» по адресу Большая Садовая, 10 – коммуналки, где в 20-х годах прошлого столетия жил писатель Михаил Булгаков. Именно она стала прообразом той самой квартиры в романе «Мастер и Маргарита», где остановился Воланд со свитой во время путешествия в Москву и где теперь располагается экспозиция Государственного музея М.А. Булгакова.

В ходе мероприятия педагоги побывали на кухне коммунальной квартиры, познакомились с бытом той эпохи, изучив керогаз и примус. Они узнали о том, что одним из возможных прототипов Аннушки, разлившей масло, была соседка писателя Анна Горячева. Здесь у писателя происходили регулярные конфликты с жильцами квартиры, некоторые из которых имели пролетарское происхождение и в качестве домашних животных держали петуха и поросенка. В этих стенах Булгаков провел три года и написал много произведений, в частности, рассказ «Самогонное озеро», название которого говорит само за себя. В нем он вывел формулу жизни в коммунальной квартире, отметив, что тот, кто прожил в коммуналке полтора года, в жизни ничему не удивляется.

После кухни гости побывали в «синем кабинете», где находится знаменитый секретер Булгакова, за которым он создавал роман «Мастер и Маргарита». Здесь же хранятся два кресла писателя, настенный шкафчик, зеркало, гардероб и другие предметы мебели, привезенные из последней квартиры Булгакова в Нащокинском переулке.

Большой интерес педагогов вызвала и вторая часть мероприятия – лекция «Преподаем Булгакова: тексты писателя в историко-культурном контексте», которую прочитал педагогам Иван Назаров, заместитель директора по музейной деятельности и развитию музея. Учителя обсудили вопрос о том, как использовать данный контекст на школьных уроках литературы, посвященных Булгакову.

Лектор рассказал, что, по словам писателя, в Москве 20-х годов правил «бог-ремонт», который кисточкой мог испачкать единственное пальто и, что в городе чувствовалось сочетание несочетаемых вещей – постоянное стремление к улучшению жизни и «полная ее гангрена». В очерке «Сверхъестественный мальчик» писатель рисует образ ребенка, идущего по улице. «Почему Булгаков называет его сверхъестественным? Потому, что он, во-первых, не ругается нецензурно, во-вторых, не кричит и не продает папиросы, наконец, он одет, обут и он идет в школу. Это сверхъестественный ребенок в начале 20-х годов, таковы результаты Гражданской войны, разрухи, детской беспризорности и безнадзорности», – рассказал Иван Назаров. Для историко-культурного контекста в творчестве Булгакова характерно описание перехода от прошлого к настоящему, от дореволюционной эпохи к новому социалистическому укладу, в его произведениях, например, в «Дьяволиаде» виден не зафиксированный этап времени, а то, как меняется старый мир в новых условиях. Булгаков – это и устаревшие слова: пишущая машинка, уплотнение, передающие дух времени, рассказывающие современному читателю об исчезнувших из повседневной жизни предметах и явлениях. Присутствовавшие на мероприятии педагоги высоко оценили его информативность и отметили его практическую пользу.

«Были подняты интересные вопросы о том, как автор раскрывается в разных своих ипостасях – как человек, журналист и писатель, как его творчество связано с Москвой того времени. Для нас, учителей, полезно познакомиться со свежим взглядом специалиста», – подчеркнула Ирина Давыдова, учитель русского языка и литературы школы № 2107.

«Полученные знания будут очень полезными в работе, так как можно использовать те произведения, которые никогда не читаются в школе. Интересен взгляд лектора на творчество Булгакова, дающий возможность избежать однообразного и одностороннего видения личности писателя», – отметила Светлана Ионина, учитель русского языка и литературы школы № 1212.

В этом учебном году деятельность Клуба будет идти по четырем направлениям – это литературоведение, история, краеведение и естественно-научные дисциплины.

Педагогов ждут разнообразные форматы мероприятий: лекции, экскурсии, мастер-классы, также по запросу участников Клуба будут проводиться интерактивные занятия. Осенние встречи пройдут в Государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева, Музее Москвы, Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля и Государственном музее М.А. Булгакова. В новом сезоне мероприятия Клуба полезного досуга, отмечают организаторы проекта из Корпоративного университета московского образования столичного Департамента образования и науки, будут составлять три блока. Традиционные встречи культурно-методического характера, которые могут быть полезны не только для расширения кругозора педагога, но и для применения полученных знаний и навыков на уроке. Они востребованы не только педагогами, которые преподают предметы, коррелирующиеся с направлениями встреч (литература, история и другие), но также теми участниками Клуба, которые являются кураторами предпрофессиональных классов, в чьи задачи входит организация внеурочной деятельности по профилям. Еще один блок – это мероприятия по интересам, они позволят находить единомышленников вне зависимости от профиля преподаваемого предмета – от кино и театроведения до разведения растений. Эти мероприятия будут также проходить в сопровождении профильных экспертов, которые будут вести дискуссии с педагогами. Наконец, третий блок мероприятий дает возможность членам Клуба первыми познакомиться с новыми образовательными продуктами и программами дополнительного профессионального образования на специальных акциях и образовательно-просветительских мероприятиях.

Мероприятия Клуба будут проходить как в очном, так и в онлайн форматах. Все это ждет участников Клуба полезного досуга в 2023/24 учебном году.

Развитие профессиональных педагогических и управленческих навыков у преподавателей школ и колледжей столицы способствует оптимизации учебного процесса и более продуктивному взаимодействию преподавателей с учащимися и соответствует задачам проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube