Наиболее благоприятный возраст для разучивания стихов – 4–5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами и речь уже достаточно сформирована.
Елена Румянцева, воспитатель детей дошкольного возраста, автор издательства «Учитель» и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа, рассказывает о семи упражнениях, которые помогут разнообразить разучивание стихотворения и превратить его в увлекательное занятие.
1. «О чём?», или анализ стихотворения
Взрослый говорит автора и название стихотворения (если имеется), зачитывает стихотворение полностью, ритмично и эмоционально.
Ребенок рассматривает иллюстрацию к стихотворению.
После прочтения взрослый задает ребенку вопросы по тексту произведения, раскрывает смысл непонятных слов при необходимости.
После выполнения упражнения взрослый еще раз зачитывает стихотворение целиком и предлагает ребенку повторить за ним, сначала отдельные слова, потом фразы и так далее.
Пример:
Дед хотел уху сварить, Дед пошел ершей ловить, А за дедом кот Лаврентий, За котом петух Терентий. Тащат удочки Вдоль по улочке. Деду одному невмочь. Надо старому помочь.
Примерный перечень непонятных, малоизвестных слов для обсуждения: «ёрш», «уха», «невмочь».
Примерный перечень вопросов к тексту:
Куда пошел дед? Кто пошел за дедом? Как помогают деду кот и петух?
2. Играем!
Игра-драматизация – это театральная постановка по сюжету стихотворения в виде настольного или пальчикового театра.
Ребенок вырезает из листа героев стихотворения, необходимый реквизит (можно подобрать имеющиеся игрушки или распечатать подходящие картинки героев, скачать их из интернета).
Взрослый зачитывает стихотворение и вместе с ребенком проигрывает сюжет в настольном или пальчиковом театре. При этом ребенку предлагается повторять вместе со взрослым те слова стихотворения, которые он запомнил, или по возможности проиграть стихотворение по ролям.
3. «Ой, забыл!» или «Продолжи фразу»
Взрослый зачитывает начало строки, а ребенок продолжает и завершает фразу.
Дед хотел ……, Дед пошел ….., А за дедом кот ….., За котом петух …...Тащат ….. Вдоль …… Деду одному …… Надо старому …...
4. «Картинки-ключики» или рассказ с опорой на картинку или схему
Ребенок с помощью взрослого, а потом самостоятельно рассказывает стихотворение с опорой на картинно-графическую схему. Она состоит из отдельных иллюстраций (картинок-ключиков), расположенных по смыслу текста произведения.
Важно!
Иллюстрации не содержат развернутый сюжет. Иллюстрации в картинно-графической схеме – это отдельные картинки героев, предметов-ассоциаций к тексту или их схематичные изображения.
Схему взрослый рисует заранее или в процессе разучивания стихотворения предлагает нарисовать ее ребенку.
5. «Стройся по порядку!» или «Найди последовательность»
Стихотворение разбивается на части по 1 строке/2 строкам/4 строкам, в зависимости от объема текста и/или его смысла. К каждой части прилагается иллюстрация (можно найти в интернете и распечатать или схематично нарисовать). Иллюстрации перемешиваются.
Взрослый зачитывает части стихотворения, ребенок рассматривает иллюстрации.
Задача ребенка – расположить иллюстрации в правильной последовательности по тексту.
После выполнения упражнения ребенок рассказывает стихотворение целиком. Перед началом рассказа ребенок должен произнести имя автора произведения и название (если таковые имеются), после чего рассказать заученный текст.
6. «Перевертыши»
Упражнение для ребенка, который умеет читать.
На листе написано стихотворение, но слова написаны задом наперед (например, вода – адов).
Задача ребенка – рассказать стихотворение со зрительной опорой на стих-перевертыш.
К началу данного упражнения желательно, чтобы ребенок уже частично выучил стихотворение. Зрительно воспринимая образ знакомых слов, он сможет легко вспомнить текст.
Для подготовки стихотворения-перевертыша можно воспользоваться онлайн-сервисами, которые помогают перевернуть текст задом наперед.
,ьтиравс уху летох деД
,ьтивол йешре лешоп деД
,йитнерваЛ ток модед аз А
.йитнереТ хутеп моток аЗ
икчоду тащаТ
.екчолу оп ьлодВ
.ьчомвен умондо удеД
.ьчомоп уморатс одаН
7. «Буквы пропали»
Упражнение для ребенка, который умеет читать.
На листе написано стихотворение, но в словах прописаны только первые и последние буквы или слоги. Задача ребенка – рассказать стихотворение с опорой на стих с пропавшими буквами, после чего вписать буквы, чтобы получить недостающие слова.
Например, Д_д х_ _ _л у_у с_ _ _ _ть – Дед хотел уху сварить.
С помощью разнообразных приемов разучивание стихотворения станет более быстрым и увлекательным занятием.
Помните: взрослым и детям в любой работе важно хорошее настроение и немного терпения!