Психология // Статья

«Посмотрите только, какая молодец». Пассивная агрессия в учительской


«Посмотрите только, какая молодец». Пассивная агрессия в учительской
Иллюстрация: stylishbag.ru

Отношения в школьном коллективе могут быть похожи на интеллигентный салон с приятными беседами, молчаливую сцену в финале «Ревизора», гудящий дружный рой или на серпентарий, образ которого стал почти классическим. Что бы вы ни делали, всегда и всем угодить не получится. Недопонимание, ошибки, просто плохие дни – это часть рабочего опыта. Но обыденность неприятного – не повод это неприятное игнорировать.

Физическая или вербальная агрессия на рабочем месте практически невозможна: представить двух педагогов, которые дерутся или используют обсценную лексику, очень сложно. Чего не скажешь о агрессии пассивной, когда кислая улыбка, ироничное «да уж, молодец», молчание и отказ от обязательств способны испортить жизнь.

Что такое пассивно-агрессивное поведение?

Пассивная агрессия – это поведение, которое косвенно выражает страх, гнев и разочарование, вместо того чтобы открыто сообщать о них. Как могут выглядеть пассивно-агрессивная стратегия завуча, директора или коллеги?

1. Микроуправление
  • И чтобы отчеты по проекту были ежедневными, до 18:30.
  • Никакой самодеятельности по выбору источников. Только то, что есть в программе. Зафиксировать и потом показать.
  • Я к вам зайду, Ирина Николаевна, на одном из уроков. Посмотрю, как выглядят презентации.
  • На школьный спектакль 40 минут и ни минутой больше, нам потом еще с родителями встречу проводить.
2. Сомнительные комплименты и сарказм
  • Вы хорошо поработали над уроком, учитывая ваш-то ограниченный опыт…
  • Вам просто повезло, что все получилось так легко. Браво! И мне бы хотелось так расслабляться, как вы на своих занятиях.
  • А вы довольно умны для человека, который закончил региональный пед.
  • Просто прекрасно, теперь вам предстоит справиться еще с одной «чрезвычайно важной ситуацией». Должно быть, вам прямо-таки нравится быть героиней романа.
  • Ваша идея настолько блестящая, что я даже удивлена: как это никто о ней не подумал в прошлом веке.
  • Мне нравится, что ты никогда не позволяешь недостатку опыта сдерживать свой педагогический пыл!

После может последовать «газлайтинг» тех, кто реагирует на неприятные слова точно так, как и должно: то есть сообщает о недопустимости такого отношения.

  • Не имею ни малейшего понятия о том, что вы говорите. Вы меня, должны быть, неправильно поняли. Глупость какая.
  • Что ж, если бы вы лучше справлялись с этой простой работой, мне бы не пришлось делать такие комментарии. Пересмотрите свое отношение и не устраивайте сцен.
  • Вы очень чувствительны для учителя, Ольга Игоревна. Я ведь просто пошутила. А вот вас ученики с таким отношением съедят.
3. Намеренное игнорирование или отстранение от работы
  • Вот уж спасибо, Сергей Иванович. Мы как-нибудь и без ваших инициатив.
  • Да, вам все верно передали, Инна Семеновна. Вы отстранены.
4. Отсутствие поддержки в сложных ситуациях
  • А по-вашему, это моя обязанность – вас тут всех утешать? Вы дети, чай, маленькие?
  • Вы чего от меня хотите, Ольга Леонидовна? Ваш класс, ваши дети, разбирайтесь сами!
5. Отказ предоставить ресурсы и полномочия, необходимые для выполнения задачи
  • Надо, Екатерина Анатольевна, значит надо. Какой еще бюджет на расходники? Вам проект делать, вы и решайте, где и как купить. Мы же такими вопросами не задаемся.
  • Снова у нас Александр Александрович придумал что-то несбыточное. Ах, повысить эмпатию в классе? А то у нас других проблем нет. Сами разбирайтесь. У школы другие приоритеты.
6. Запутанные инструкции или изменение требований без сообщения об этом заранее
  • Если хотите, сами пишите в министерство. У меня есть приказ, а разъяснений и времени с вами нянчиться нет.
  • На сайте все сказано черным по белому. Вам вести, вы и разбирайтесь. Нет, я не изучала, не знаю, что там у вас не работает. Это ваша обязанность.
7. Публичная критика вместе с полным отсутствием выражения признательности
8. Неспособность взять на себя ответственность за ошибки и перекладывание ответственности
  • В этом году мы не выиграли ни одной городской олимпиады по физике. А все потому, что слишком уж много времени уделяется внезапно МХК! Я готовила своих, как обычно, знаете ли.
9. Создание среды нездоровой конкуренции
  • Не знаю даже, почему победа досталась вашему классу. Удача, не иначе!
  • У вас, Анна Викторовна, вряд ли есть что добавить к сообщению Аркадия Ивановича. Все-таки он у нас участник «Учителя года». На этом обсуждение предлагаю закончить.

Что вызывает пассивно-агрессивное поведение?

В вашу зону ответственности точно не входит диагностика и решение проблем начальства и коллег. Но иногда сочувствие к источнику и возможной причине неприятного поведения помогает уже вам сберечь нервы и спокойнее реагировать.

1. Детство

Вполне возможно, что ваш пассивно-агрессивный коллега вырос в семье, где негативные чувства были под запретом. И теперь вместо того, чтобы учиться здоровому стилю общения, он используют сарказм, чтобы выразить свои опасения.

Это также может привести к тому, что в дальнейшем человек начинает избегать людей и ситуаций, которые в принципе порождают гнев, страх или непонимание. Отсюда молчание и игнорирование.

2. Рабочая атмосфера

Рабочая среда, в которой не одобряется выражение эмоций, открытые обсуждения, над вопросами смеются, а проблемы сразу же начинают сравнивать по формуле «да что ты жалуешься, а вот у меня...», может привести к тому, что люди с плохими коммуникативными навыками станут прибегать к пассивной агрессии.

Чувство выгорания или стресса также могут стать причиной такого поведения.

3. Неуверенность

Если ваш начальник или коллега чувствует неуверенность в своем положении или способностях, то может попытаться переложить свои недостатки и разочарование от должности/ситуации/себя на других.

Ни одна из этих причин не оправдывает пассивную агрессию по отношению к вам. Но важно другое: ни одна из этих причин не имеет ничего общего лично с вами, с вашей работой и состоянием. Не берите на себя бремя чужих недостатков, но защищайтесь, не чувствуя вины.

Такой же подход вы можете использовать, говоря о травле в классе с детьми.

Попытки классифицировать агрессоров по типам или найти «причины к травле», часто встречающиеся в материалах, к сожалению, наносят ущерб самому представлению о буллинге. Агрессором и жертвой могут стать абсолютно любые дети (и взрослые).

Ключевой предпосылкой здесь будет атмосфера в коллективе, где отсутствует нетерпимость к агрессии, не развиты ценности уважения и навыки грамотного решения конфликтов. Если с пассивной агрессией сталкиваются школьники или вы уже готовы заняться профилактикой травли, воспользуйтесь материалами открытого проекта «Каждый важен» от Центра толерантности.

7 стратегий противодействия пассивной агрессии

1. Определите

Выше приведено множество примеров пассивно-агрессивного поведения. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с ним, внутренне ставьте границу: «проблема не во мне». Это непросто, но постарайтесь не винить себя в чужом неумении выражать эмоции тактично. Так вы сбережете внутренний ресурс.

2. Сохраняйте спокойствие

Именно спокойствие, а не равнодушие, поскольку попытки не замечать травлю и агрессию лишь усиливают их. У вас есть вы, работа и близкие люди, готовые поддержать. Спокойствие и решительность, а возможно даже улыбка, могут помочь не только вам, но и отразиться на человеке по ту сторону диалога.

3. Проясняйте непонятное сразу

Если у вас есть вопросы, задавайте их лично, чтобы избежать недоразумений. Конечно, есть желание общаться с неприятным человеком исключительно по электронной почте, но так можно вовсе не дождаться ответа и затем выслушивать очередное «Вы сами не могли разобраться? Спросить опыта не хватило?».

Давайте обратную связь коллегам, а особенно – руководителю. Он менеджер, а потому одна из его обязанностей – создавать благоприятную атмосферу в рабочем коллективе.

На встрече будьте конструктивны и говорите с упором на факты, а не эмоции. Обратные «обвинения» могут вызвать в человеке еще большую неуверенность (а она – агрессию).

4. Зафиксируйте

Делайте заметки на собраниях, а в конце просите руководство или коллег по проекту подтвердить и резюмировать, что вы правильно поняли инструкции, ожидания и сроки.

Так у вас будут доказательства, если кто-то попробует отказаться от своих слов и выставить вас некомпетентным.

Также лучше сразу запрашивайте весь комплект документов по любому новому проекту в письменном виде. Кратко объясните это общим для всего коллектива желанием обеспечить точность, качество и хороший результат.

5. Собирайте материалы

Вам нахамили в чате? Делайте скриншот сразу же, поскольку в основных мессенджерах уже можно править даже доставленные сообщения.

Прислали письмо об изменившихся сроках в последний момент? Сохраняйте оба письма: и первое, и второе.

При других коллегах сделали сомнительный комплимент? Встретьтесь глазами с любым коллегой-свидетелем – так вы покажете, что видели присутствие остальных при случившемся.

Доказательства вам потребуются, если конфликт не решится и вы будете обращаться в отдел кадров или другую инстанцию для решения вопроса.

6. Поделитесь своими опасениями

Быть профессионалом не означает, что вы не можете постоять за себя, а вечно молчите и улыбаетесь. Если чувствуете необходимость, подвергайте сомнению комментарии и поведение, даже если они исходят от руководства. Вы можете спросить: «Есть ли причина, по которой вы столь холодно относитесь ко мне?» или сказать: «Я не понимаю этой шутки. Уточните, прошу, что вы имеете в виду?». Особенно неприятные люди будут использовать газлайтинг, чтобы убедить вас в невинности своих намерений. Четко сообщите о том, что вы поняли это именно так: в негативном ключе, и не извиняйтесь за свое понимание.

Если есть надежда, что источник пассивной агрессии отреагирует конструктивно, попросите о встрече один на один, где выразите свои опасения и факты. Сложившаяся ситуация мешает вам работать? Она отражается на учениках? Значит, это общая задача – исправить ситуацию и вернуть эффективность в работу команды.

7. Ограничьте токсичное общение

Если есть выбор: выйти из профессии из-за выгорания и дискомфорта, или выйти из учительской, можно выбрать второе. Ограничьте взаимодействие рабочим регламентом и не выходите за него.

Мы не можем заставить взрослого человека измениться, но можем контролировать свою реакцию на ситуацию: расставить границы, сохранять спокойствие и отделять чужие проблемы от собственного благополучия. Вы однозначно заслуживаете того, чтобы чувствовать себя на работе в безопасности и в комфорте. Если это невозможно, задумайтесь о смене работы. Толерантность – это не про терпение, а про уважение. В том числе к себе.


Youtube

Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться

Youtube