Подростки // Статья

Почему мы не заступаемся?

Эффект свидетеля травли и что с ним делать

Почему мы не заступаемся?
Иллюстрация: sifoody.com

Агрессор – высокий, сильный и уверенный в себе, постоянно унижает жертву – маленькую, слабую, с примерным поведением и высокими оценками. Так мы чаще всего представляем себе школьный буллинг. Самые заметные здесь и будто бы самые главные герои травли – агрессор и жертва. Но так ли это? Они ли «запускают» сценарий?

На самом деле нет.

Главный герой травли – тот, кто не заметен. Те участники, которые будто бы вообще ни при чем. Травля происходит из-за и благодаря свидетелям – большинству детей класса. Они и есть главные герои этой истории.

Жертвой, агрессором и свидетелем может стать любой человек вне зависимости от внешнего вида, национальности, уровня владения русским языком и благополучия семьи. Даже воспитание не является «прививкой от зла», гарантирующей, что мы вступим в конфликт на стороне жертвы, только завидев агрессию.

Свидетель – действительно самый важный участник травли, поскольку жертва и агрессор ограничены своими ролевыми моделями. Именно свидетели в 95% случаев могут остановить травлю.

Антибуллинговая программа «Каждый важен», которую Центр толерантности проводит уже 5 лет, направлена именно на работу со свидетелями. Причин, по которой школьники не чувствуют свою ответственность за происходящее в классе или на площадке, несколько. И нам – взрослым – важно разобрать каждую, чтобы изменить паттерн поведения.

Травля – это болезнь коллектива. Если изъять из среды жертву, в коллективе появится новая. Если изъять из среды агрессора, появится новый. В этот момент поможет только работа с базовыми установками всех участников, с их ценностями, эмпатией и умением решать конфликты.

Почему свидетели не вступаются?

1. Эффект свидетеля

Не только в ситуации травли, глобально – в любой ситуации, где требуется помощь – проявляет себя эффект свидетеля. Иначе его еще называют эффектом Дженовезе. В 1964 году в Нью-Йорке убили 28-летнюю Китти Дженовезе. Несмотря на то что многие люди услышали ее крики о помощи, никто не вмешался и не вызвал полицию оперативно. Этот случай продемонстрировал пассивное поведение, которое может возникнуть у каждого из нас в присутствии других.

Социальный закон гласит, что люди с меньшей вероятностью предлагают помощь человеку, попавшему в беду, когда видят присутствие других. Здесь свою роль играет распыление ответственности – в группе люди чувствуют, что кто-то другой вмешается и поможет, а значит личная ответственность не требуется. Еще один элемент эффекта свидетеля – плюралистическое невежество.

Люди не решаются предпринять какие-либо действия, потому что рассматривают бездействие других как сигнал о том, что реальной чрезвычайной ситуации нет. Если никто не помогает жертве, так, может, и нет никакой травли?

Преодолеть эту причину невмешательства можно с помощью повышения осведомленности о самом явлении. Вы можете сказать ученикам: да, есть психологические факторы, которые влияют на нашу реакцию, но мы можем их контролировать. Мы можем сознательно брать на себя ответственность за помощь людям, которые в ней нуждаются.

2. Оценка со стороны

На эффект свидетеля влияют разные психологические факторы, на первом месте среди которых страх смущения, неуверенность в четком понимании ситуации и желание соответствовать социальным нормам. Травля потому и является болезнью коллектива, что поддерживает условия для развития этого вируса.

– Вот я ему сейчас полезу помогать, а окажется, что они дурачатся... Буду сам как дурак выглядеть.

– А мне что, больше всех надо? Скажут: вот еще, защитница выискалась. Не хочу, чтобы все думали, что я…

Страх выглядеть «не так» для школьника очень серьезный, и его нельзя недооценивать, размещая в одном ряду с обычной трусостью. Подростки живут в состоянии постоянного давления со стороны взрослых и не меньшего – со стороны группы сверстников, к которой они хотят себя отнести. Это естественная часть социального развития, которая помогает обрести чувство принадлежности. Без этого чувства любой человек осознает свою неопределенность и в некоторой степени беззащитность.

Преодолеть эту причину невмешательства сложнее всего, поскольку измениться для максимального результата должны нормы коллектива. Частью ДНК коллектива должны стать:

  • полная нетерпимость к агрессии,
  • эмпатия и сочувствие,
  • взаимоподдержка,
  • честность и прямота.
Очень важно передать школьникам идею, что социальные нормы – это не «конь в вакууме», они могут развиваться. А сами изменения могут быть инициированы людьми, которые готовы бросить вызов статусу-кво.

Когда подростки выступают против травли и демонстрируют смелость вмешаться или сообщить о таких инцидентах, они положительно влияют на нормы своей группы сверстников. Со временем именно это может изменить преобладающую социальную норму в сторону нетерпимости к издевательствам, а значит создаст более безопасную и инклюзивную среду для всех.

Каждого отдельного подростка – потенциального свидетеля – следует поощрять принимать решения, основанные на собственных ценностях и принципах, а не на слепом подчинении социальной норме, которая этим ценностям противоречит.

Крайне важно предоставить детям и подросткам поддержку, пока они развивают навыки критического мышления и смелость действовать в соответствии со своими моральными принципами, когда это необходимо.

Это очень непростая задача для взрослых: балансировать между «а все пойдут с крыши прыгать...» и «ну люди же смотрят...».

Противоречивые сигналы для ребенка до 14 лет с большей вероятностью приведут к выбору стратегии «делай как все, просто на всякий случай».

3. Избегание конфликта

Соблюдение социальных норм помогает подросткам избегать конфликтов и сохранять чувство принадлежности к группе сверстников. Но оно же приводит к тому, что дети предпочитают не вмешиваться в ситуацию травли, потому что:

  • я не хочу быть изгоем после своего поступка (страх остракизма),
  • я не хочу стать жертвой вместо этой жертвы (страх возмездия),
  • если никто не вмешивается, так, может, за дело издеваются? все же не могут ошибаться? (вновь плюралистическое невежество).

Каждый инцидент невмешательства закрепляет культуру молчания и бездействия, что имеет серьезные последствия как для жертвы, так и для свидетелей.

Страх подвергнуться насилию за сопротивление групповым установкам может быть мощным сдерживающим фактором, заставляющим многих подростков колебаться, когда они становятся свидетелями издевательств. Даже если они лично не одобряют происходящее.

Этот страх не беспочвенен, поскольку хулиганы часто нападают не только на своих жертв, но и на тех, кто осмеливается выступить против них. Запугивание может проявляться по-разному, включая физическую агрессию, словесные оскорбления и онлайн-преследование.

Это во многом та причина, по которой сами родители предпочитают навязывать стратегию «не твое дело – не вмешивайся», руководствуясь естественным желанием защитить ребенка. При этом отношение к ситуации меняется, когда сам ребенок становится жертвой. Вновь столь же логичное «и неужели тебе никто не помог?!» появляется на сцене.

В некоторых случаях подростки могут беспокоиться о том, что их назовут «стукачами» или «сплетниками», что может привести к изоляции или дальнейшему преследованию.

Чтобы справиться с этими страхами, школе, родителям и обществу в целом крайне важно создать безопасную и благоприятную среду, в которой подростки чувствуют себя защищенными и имеют возможность сообщать об издевательствах, не опасаясь последствий.

Программы по борьбе с травлей могут сыграть жизненно важную роль, гарантируя учащимся, что их проблемы будут восприняты серьезно и решены при необходимости конфиденциально.

Показательная «порка» агрессора никогда еще не решала проблему в долгосрочной перспективе. Любое унижение порождает унижение.

4. Отсутствие плана

Подростковый возраст является критическим периодом для формирования идентичности. Подростки исследуют различные аспекты себя и часто экспериментируют с различными социальными ролями и моделями поведения, чтобы понять, кто они и какое место они занимают в обществе.

Роль поддержки, защитника, просто неравнодушного свидетеля – роль непростая, требующая кроме желания помочь и многих навыков.

  • я хочу помочь, но что именно я могу сделать?
  • я хочу сказать агрессору, что он не прав, но как?
  • я хочу сказать жертве, что я на ее стороне, но что?

Ответить на эти вопросы детям также могут помочь взрослые, развивая культуру эмпатии и навыки ассертивного поведения. Различные сценарии и методические разработки педагогов со всей России можно найти на сайте каждыйважен.рф, здесь же я приведу оригинальные советы и конкретные фразы.

– Я хочу помочь жертве травли, что я могу сделать?

– Вот что…

Я хочу помочь жертве, что сделать?

Нам всем иногда кажется, что усилия одного человека не могут внести существенных изменений в ситуацию. Но это не так. По крайней мере травля с большой вероятностью прекращается, если есть поддерживающее жертву и противостоящее ситуации сообщество. Если хотя бы один человек сможет выступить сострадательным другом и решительно заявит о своем непринятии травли, социальный паттерн начнет меняться.

Что конкретно можно сделать?

1. Быть другом

Окажите поддержку. Проводите время с жертвой, выслушивайте ее/его опасения и предложите свою помощь или по крайней мере присутствие. Если человек поймет, что он не один на один с проблемой, это очень поможет.

– Я рядом с тобой, если тебе нужна моя помощь.
– Я на твоей стороне.
– Ты справишься, ты не один.

2. Слушать

Поощряйте жертву открыто говорить о своих переживаниях и чувствах. Скажите, что готовы выслушать спокойно и без осуждения. Некоторых жертв пугает именно возможное осуждение: а вдруг помощники попробуют найти проблему во мне? Будут по косточкам разбирать именно мое поведение?

3. Сопровождать

Если жертва травли чувствует себя в школе небезопасно, вы можете предложить свою руку и плечо в буквальном смысле: проводить в столовую, вместе дойти до остановки. Ваше присутствие может обеспечить не только чувство безопасности, но и саму безопасность.

4. Помочь сообщить

Подростки зачастую не сообщают взрослым о травле по двум причинам: либо это считается «стукачеством», либо нет веры в то, что взрослые действительно смогут помочь. Попробуйте уговорить жертву сообщить тому взрослому, к которому точно есть доверие: родителю, любимому учителю. Предложите другу пойти к взрослым вместе, если так будет комфортнее.

5. Заявить о своей позиции

Если вы стали свидетелем травли, четко и недвусмысленно сообщите агрессору, что его действия видны. Отстаивайте то, что правильно, и покажите, что вы сами не терпите такого поведения. Не оскорбляйте, придерживайтесь фактов: это более весомый аргумент.

– Я вижу, что ты издеваешься над Катей. Это недопустимо.

– Я вижу, что ты унижаешь Сашу. Прекрати.

– Ты постоянно исключаешь Ваню из игры. Я это вижу. Ты делаешь это специально. Прекрати так поступать. Это травля, это недопустимо.

6. Сформировать общность

Пригласите жертву принять участие в общих занятиях, позовите в гости, заведите разговор, посидите вместе за обедом. Помогите человеку почувствовать себя частью группы, это приносит огромное облегчение.

7. Набраться терпения

Решение проблемы травли может занять долгое время. Постарайтесь поддерживать жертву на протяжении долгого времени, даже если прогресс идет медленно. Не обязательно становиться тенью и спасателем, просто присутствуйте в жизни, не пропадая.

8. Подавать пример

Моделируйте новые паттерны поведения для вашей группы, демонстрируя уважительные и эмпатичные отношения с другими. Увы, нельзя быть поддержкой для одной жертвы и агрессором в ситуации с другой.

9. Запустить инициативу

Сотрудничайте со школой, чтобы организовать кампанию по борьбе с издевательствами. Попросите провести классный час, занятия по эмпатии, посмотреть фильм.

Узнайте больше о травле, ее последствиях и способах предотвращения. Поделитесь этим знанием со своими одноклассниками или даже подписчиками. Если есть коллективное понимание проблемы, эффекта свидетеля уже не будет.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube