Перед любым путешествием мы обязательно строим себе маршрут, будь это поездка на метро, поезде или пешая прогулка. Часто выбор правильного пути предоставляем навигатору: он подскажет, где лучше свернуть, как объехать пробку, или сообщит, что дорога перекрыта. Воспитание ребенка тоже похоже на поиск уникального образовательного маршрута.
Уверена, любой родитель не отказался бы от хорошего навигатора, который помог бы ему разобраться в этом вопросе. Ведь образовательных систем, программ и методик много, а как понять, что подойдет именно моему ребенку?
Для начала нужно признаться самому себе, что нет универсального подхода ко всем детям. Нет той формулы, применяя которую, мы сможем решить любую воспитательную или образовательную задачу.
Первостепенная задача любого взрослого – сохранить связь с ребенком. Именно поэтому нужно не просто слушать, но и слышать детей, без этого любые программы и методики бессмысленны.
Во время круглого стола я рефлексировала не только свою педагогическую деятельность, но и собственный родительский опыт.
Мой сын ходит по воскресеньям на дополнительные занятия в Новой школе и после каждого урока выбегает с горящими глазами. Он с радостью рассказывает, что нового они узнали и что успели сделать сами, и показывает результат очередного нового открытия: пробирку, с помощью которой дрожжи надувают воздушный шарик, созвездие из простых стаканчиков, макет Земли из пластилина и даже орудие труда древнего человека.
Я вижу, что ему интересно находить решение проблемной ситуации самому, учитель лишь ставит задачу и направляет. Например, когда они изучали живую и неживую природу, сын вышел с двумя горшочками в руках. В один из них на занятии они посадили горох, в другой – камни. Дома нужно было поливать землю в обоих горшках, чтобы увидеть признаки жизни своими глазами. Наконец, в одном сын увидел первые побеги гороха. Во втором же горшке он не обнаружил никаких изменений. Эта ситуация вылилась в его интерес и к другим биологическим процессам (например, выращивание лягушек из икры). Развивающее обучение – это прежде всего переход от простой информации к реальным знаниям.
Как работает деятельностный подход, я увидела на примере своих учеников. Переделав задание в задачу, мы можем дать ребенку возможность прожить знания и сделать их личной историей.
Например, изучение любого произведения предполагает, что сначала ребята познакомятся с биографией автора. Зачастую эта встреча проходит в форме докладов. Страдают все: выступающий хочет поскорее дочитать биографию с листа, остальные томятся слушать сухие факты, а учитель хочет что-то пояснить, но пытается себя сдержать.
Но выход был найден: в 10-м классе я попросила ребят сделать инфографику по биографии И.С. Тургенева, включив туда не менее семи фактов из творческого и жизненного пути писателя, которые их впечатлили. Получились очень интересные работы. Каждая была уникальна, потому что ребята искали именно то, что удивило их, а не общеизвестные факты. Мы собрали все работы на стенде, и получился полноценный доклад – наглядный, краткий и запоминающийся.
Я уверена, что результативность образования мы увидим только тогда, когда вовлечем ребенка в деятельность и трансформируем обычное задание в увлекательную задачу.
Во время круглого стола в чате был задан важный вопрос: отдавая ребенка в школу, выбирать программу или педагога? Мне кажется, что программу и педагога невозможно разделить: без увлечённого своим делом специалиста никакие методики не сработают. Педагог вовлекает, увлекает ребенка, проживает вместе с ним все этапы обучения, а еще поддерживает и радуется его успехам.
Поэтому, когда каждый из нас, родитель или педагог, стоит перед серьезным образовательным выбором, прежде чем его сделать, хорошо бы все-таки понимать: а что мы, собственно, ищем и чего хочет ребенок?
Конечная цель поможет навигатору построить правильный маршрут.