Личный опыт // Колонка

«А потом я поняла, что состою из разных слов, и мне это нравится»


«А потом я поняла, что состою из разных слов, и мне это нравится»
Фото из личного архива автора

Писать я начала еще в детстве. Это были волшебные сказки и маленькие рассказы о разных событиях, происходящих вокруг: о кактусе-путешественнике, неутомимом и любознательном лягушонке, приключениях отважных подруг на даче. Помню, что мои, не побоюсь этого слова, произведения читали в классе, и одноклассники с интересом их слушали. Тогда мне казалось, что я обязательно стану писателем.

Время шло, интерес к писательству и сочинительству сохранялся, а в подростковом возрасте даже усилился. Личные переживания становились рассказами. К концу 11-го класса произошел существенный творческий спад, и я совсем перестала писать. Анализируя этот период сейчас, я понимаю, что окружающие условия не поддерживали внутреннюю мотивацию, а презентация собственного творчества приносила только негативные эмоции.

Вернулась к текстам уже после окончания университета. Новой пробой стала статья, опубликованная в журнале «Русский язык». В то время я занималась бессоюзными сложными предложениями в разговорной речи, проводила исследования и решила написать об этом текст. Статью опубликовали, и тут я поняла, что ее будут читать, и мое слово станет заметным. Это была победа. Я уверена, что автору важнее не просто написать текст, а найти своего читателя.

Потом был длительный период, когда тексты писались в стол. В 2019 году начался новый виток моей писательской активности. Я поняла, что обладаю интересным опытом, которым можно делиться, и это будет интересно. Тогда и случились статьи в «Учительской газете», «Меле», а затем мои тексты стали появляться в «Вестях образования».

Произошло настоящее волшебство: у меня стали получаться тексты, которые читали люди. Это невероятно мотивировало меня на дальнейшую работу.

В этом учебном году я поступила в магистратуру МГПУ по направлению «Образовательная медиадеятельность», где мы очень серьезно и упорно работаем со словом. На одном из занятий меня осенило: я могу не только делиться опытом, показывать педагогическую рефлексию, но и вернуться к художественным текстам, найти собственного героя. Текст стал для меня новой возможностью сказать, когда со мной происходит что-то интересное, полезное …и грустное. Ведь важно, чтобы текст был честным, потому что читатель все чувствует.

Своими текстами я делюсь с коллегами. Недавно мне написали: «Ирина Сергеевна, мне нравится, как Вы пишете, у Вас приятный слог, интересно читать». Обратная связь вдохновляет не только детей, но и взрослых. Именно тогда ты понимаешь, что текст живет и приносит пользу. Моя коллега прочитала статью «То, о чем я никогда не говорила», в которой я рассказываю о своих неудачах и о том, как их принять, и призналась, что он ей помог эмоционально расслабиться.

Выходит, нужно делиться не только позитивным опытом, но и рассказывать о том, что не получилось. Ведь иллюзия стопроцентного успеха очень давит на окружающих, но повторюсь, что это лишь иллюзия.

Моя увлеченность текстами передалась и моим ученикам. Сначала мы писали в соавторстве, а когда уверенность ребят окрепла, многие из них стали творить самостоятельно. Они почувствовали, что могут не только писать про то, что им самим интересно, оказывается, что это может быть интересно еще кому-то. Стала видна их трепетная работа со словом: подбор разных средств художественной выразительности, проба использования различных синтаксических конструкций, уход от штамповости в пользу собственного стиля.

Мы ошибаемся, но исправляемся

Повторы – это одна из часто встречающихся ошибок у ребят. А ее корни ведут к узкому словарному запасу. Когда возникает дефицит слов, дети восполняют его с помощью книг. То есть ребята стали больше читать, чтобы хорошо писать. Интересно, что в самом начале работы над статьей дети намеренно усложняют свой текст для солидности. Это заметно стороннему читателю, им же – нет.

И как-то раз я поймала себя на том же. Как и мои ученики, я порой использую громоздкие и формальные конструкции, от которых потом избавляюсь. Человек пишущий может не заметить собственных ошибок, поэтому обязательно должен быть тот, кто поможет отредактировать текст. А если собственные недочеты выделить цветом и затем их проанализировать, результат будет потрясающим: в последующих текстах захочется их избежать.

Хочу написать, но о чем?

Страх чистого листа встречается очень часто, и мне это тоже знакомо. В голове вроде бы и идея есть, теоретически понимаешь, что хочешь написать, а садишься за работу – из головы всё испаряется, слова спасаются бегством, и остается лишь чистый лист. Чтобы справиться с этой проблемой, я фиксирую в заметки всё, что замечаю: мимолетные фразы людей, манеру речи, ассоциации, какие-то особенности природы, транспорта, домов. Потом уже сажусь за текст, читаю свои записи и погружаюсь в эмоции, чувства, мысли. Текст начинает писать себя сам.

Помогает еще один прием: когда пишу, не смотрю на знаки препинания, опечатки и повторы. Первая задача – записать свою мысль. А уже в последующих прочтениях знаки препинания занимают свои законные места, опечатки замещаются правильными буквами, а повторы – синонимами.

Ctrl + C/ Ctrl + V

Написание статьи – важное событие как в жизни взрослого, так и ребенка. Часто случается, что происходит неправильная фиксация: я вот так сделал, у меня получилось, поэтому нужно сделать примерно так же, чтобы снова почувствовать успех. Часто я встречала такое у ребят: получается не новый текст, а просто версия предыдущего. Дети очень сильно зацикливаются на результате, поэтому создают себе удобную текстовую тропинку. Это становится причиной потери интереса к процессу написания текста: однообразие не восхищает окружающих и самого автора, позитивная обратная связь не срабатывает, мотивация угасает. Поэтому хорошо бы писать на разные темы, поглощать мир глазами и ушами, прислушиваться к диалогам вокруг и к собственному внутреннему голосу, размышлять, фантазировать. Разнообразие – залог интересного текста.

Сейчас я активно и много пишу и получаю от этого колоссальное удовольствие. Правда, публикуются тексты, связанные с моей профессиональной деятельностью, а все остальные пишутся в стол, в рабочий стол компьютера.

Во время одной лекции я зафиксировала потрясающую фразу, произнесенную преподавателем: «А потом я поняла, что состою из разных слов, и мне это нравится». Это точно про меня. Поэтому я создала свой маленький телеграм-канал, в котором делюсь текстами, спрятанными в папках того самого стола.

В этом году я увидела себя в пятикласснике. Он написал целую книгу и принес ее мне. Сразу вспомнилась моя коричневая тетрадочка с буквенными сокровищами из детства. В его глазах уже горит маленький писательский огонек. Я уверена, что самое важное – это иметь искреннее желание писать, тогда и идеи, и сюжеты, и герои буквально сами приходят в голову.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube