Наука // Интервью

Ксения Теплякова: «В ближайшее десятилетие будут физики в почете»


Ксения Теплякова: «В ближайшее десятилетие будут физики в почете»
На церемонии награждения в президиуме РАН. 13 июня 2023 года

Ксения Теплякова, руководитель Центра социальных инициатив в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), руководитель проекта «Физическая гостиная», 10 лет занимается просветительской деятельностью. Ксения и ее команда не первый год участвуют в конкурсе РАН на соискание премии за лучшие работы по популяризации науки в школе. За свои работы они уже дважды получали награды: диплом 3-й степени за цикл очных лекций и 2-й степени за видеокурс «Физика без формул» (платформа Stepik). В этом году коллектив был удостоен диплома 1-й степени РАН в номинации «Лучший авторский курс, направленный на популяризацию науки в школе». Награждение состоялось 13 июня в торжественной обстановке на заседании президиума РАН. Победителей в различных номинациях поздравил президент РАН академик Геннадий Красников.

В интервью «Вестям образования» Ксения Теплякова рассказала о том, как увлечь школьников физикой, какие перспективы открываются перед инженерами и о проблемах, которые испытывают вузы, ведущие подготовку по техническим специальностям.

– Ксения, расскажите об особенностях вашего курса и о тех, кому он адресован.

– Мы получили премию за программу дополнительного образования «Физическая гостиная». Его цель – восприятие физики и новых технологий через эксперименты. Наш руководитель кафедры и научной лаборатории, известный ученый Григорий Наумович Гольцман, создал такие условия, чтобы наука и педагогическая деятельность были неразрывно связаны, чтобы научные сотрудники преподавали.

Работать со школьниками мы стараемся так же, не разделяя теоретический материал и эксперимент, современные достижения науки.

Дети разбираются, как работают видеокамера, интернет, гаджеты, а наша задача – сделать так, чтобы весь материал они сами хотели получить, проводя эксперименты. Это фактически создание такого интерактивного мира для школьника, который помогает понять и основы современных технологий, и то, как действуют сложные устройства. Курс состоит из нескольких мини-программ, с которыми мы работаем на фестивалях науки, на дополнительных занятиях в школах, используем в нашей волонтерской деятельности в хосписах и больницах, на площадках проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», где занимаются дети, находящиеся на длительном лечении в стационарах. Во многом из этого курса родился проект «Новая физика», реализуемый в МПГУ профессором Григорием Гольцманом и научным руководителем Института проблем образовательной политики Александром Адамским. Проект получил поддержку Министерства просвещения РФ.

Пиксели: как мы видим цветные картинки на экранах телефонов,
занятие на площадке проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»

«Интернет своими руками» – на фестивале науки

– Почему так важно увлечь ребят физикой? Ведь это сложный предмет, который не каждому дано осилить.

– «Не каждому дано осилить» – это то представление, которое мы очень хотим минимизировать среди детей, хотя, кстати, и взрослые часто с радостью ходят на популярные лекции и участвуют в мастер-классах на фестивалях науки. В условиях импортозамещения и динамичного развития цифровых технологий инженерное образование становится все более востребованным, с каждым годом увеличивается число бюджетных мест на эти специальности, но как их заполнить?! С каждым годом количество детей, выбирающих физику для сдачи ЕГЭ, становится все меньше.

В условиях низких конкурсов на инженерные специальности перед абитуриентами, сдавшими физику даже на слабую четверку, открываются заманчивые перспективы поступить в ведущие технические вузы. По опыту нашего университета мы убедились в том, что для таких ребят требуется очень серьезная дополнительная подготовка по физике в период обучения в вузе. И если мы, представители сферы высшего образования, сейчас не придем в школы, то в будущем вряд ли увеличится число выпускников, выбирающих экзамен по физике.

Поэтому наша цель – работать не с отобранными и мотивированными детьми, участвующими в олимпиадах (их всего 5% от общего числа), а обратить максимальное внимание на тех, кто даже не рассматривает возможность сдавать в будущем физику или кто боится сдавать экзамен, потому что в школе их отговаривают, опасаясь низких баллов по этому предмету.

Таким ребятам мы объясняем, что физика – это то, что нас окружает, и что современный прогресс невозможен без этой науки. Мы не столько демонстрируем ребятам наши эксперименты, сколько привлекаем к участию в них, тем самым пробуждая в них интерес к науке. Приведу пример. В этом году к нам обратились за помощью ученики одной сельской школы, которые решили сдавать ОГЭ по физике, и участники проекта «Физическая гостиная», студенты направления «Фундаментальная физика на английском языке» хорошо их подготовили, причем за короткий срок: решали задачи, ставили опыты. Ребята сдали экзамен на довольно высокие баллы, после этого они пришли к выводу, что это совсем не страшно, и теперь они готовы дальше заниматься этой наукой. До этого они просто не верили в свои силы и возможности. Это совсем маленький пример помощи ученикам в регионах, а ведь техническое образование открывает столько возможностей.

Григорий Гольцман и Ксения Теплякова

– Как строится подготовка студентов на физфаке МПГУ?

– В МПГУ есть несколько направлений: бакалаврская программа «Фундаментальная физика на английском языке», где в учебном плане достаточно много физики, программирования, научных исследований, обучение ведется на английском языке. На это направление принимают с ЕГЭ по физике, а вот на все остальные педагогические направления поступающие помимо обязательных русского языка и математики сдают обществознание. То есть будущие учителя физики предъявляют результаты ЕГЭ по обществознанию. Программа обучения устроена таким образом, что часов на физику отводится недостаточно, возникает барьер для проб в научных лабораториях (барьер в основном психологический, «как я там что-то пойму»), а для учителя физики знакомство с современной наукой крайне важно. Чтобы подготовить хороших учителей физики, требуется много дополнительных занятий сверх учебного плана. Определенные надежды мы возлагаем на эксперимент в сфере высшего образования, в котором примет участие МПГУ. Вероятно, благодаря этому у нас появится возможность изменить учебный план, предусмотрев в нем больше часов, отведенных на современную физику, экспериментальные задачи.

Без преувеличения – от выпускников педвузов в конечном итоге будет зависеть прогресс нашей страны.

Мы много ездим по регионам с нашим проектом, в том числе бываем на Урале, в Нижегородской области, где много предприятий, и везде мы слышим одно: зарплаты высокие, а специалистов не хватает. Из-за того что дети не хотят сдавать физику, из-за низких конкурсов в технические вузы трудно рассчитывать на то, что мы получим хорошие кадры для нашей промышленности. Поэтому сейчас очень важно как можно больше уделять внимания работе со школьниками и объяснять им, что инженерные специальности востребованы и хорошо оплачиваются. Мы не умаляем значение гуманитариев (русский язык и история, да и без современной биологии уже никак), но в ближайшее десятилетие физики точно будут в почете, потому что только квалифицированные специалисты смогут обеспечить развитие новых технологий.

Диплом 1 степени получил коллектив авторов,
под руководством Г.Н. Гольцмана: д.ф.м.н. Г.М. Чулкова,
к.ф.м.н. А.Б. Казанцева, научный сотрудник П.П. Ан,
аспирант М.Д. Солдатенкова и К.О. Теплякова

Поздравляем Ксению Теплякову и ее коллег с победой и желаем им дальнейших успехов в славном деле популяризации науки!

В тексте использованы фотографии Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»,
фотографов МПГУ и Наталии Деминой

Еще материалы по теме:


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube