BIG DATA // Статья

«Цифровая грамотность – это больше не то, от чего можно заслониться»


«Цифровая грамотность – это больше не то, от чего можно заслониться»
Иллюстрация: mel.fm

30 мая на базе Института образования НИУ ВШЭ прошел открытый семинар «Цифровые компетенции школьников: оценка и условия развития». С основным докладом выступили: заведующая Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ, кандидат технических наук Светлана Авдеева, заместитель заведующего Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук Ксения Тарасова, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании, аспирант Института образования НИУ ВШЭ Сергей Тарасов. В дискуссии приняли участие начальник отдела Московского центра качества образования Департамента образования и науки города Москвы, учитель информатики школы № 1799 Петр Зобков и научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования института образования НИУ ВШЭ, PhD in Educational Sciencs Ирина Дворецкая.

Открывая семинар, Светлана Авдеева отметила, что все масштабные события, происходящие в нашем обществе, в первую очередь случаются под воздействием глобальной цифровизации. Чем шире распространены цифровые технологии, тем более заметна разница между теми, кто может эффективно использовать их для работы и личного развития, и теми, кто просто заменяет ими рутинные задачи (например, просмотр видео, обмен сообщениями и так далее). Это приводит к возрастанию числа «цифровых отстающих», которые становятся более уязвимыми.

Один из важных факторов, который поможет преодолеть этот разрыв – развитие цифровых компетенций: умения безопасно использовать цифровые технологии для поиска, анализа, создания, управления информацией, коммуникации и коллективной работы.

Эти компетенции могут формироваться как в школе (при условии цифровой насыщенности учебной среды, готовности учителей к использованию новых технологий, практиках их применения), так и за ее пределами – с учетом персональных характеристик школьников (наличие социального капитала в семье, наличие доступа к технологиям дома).

В чем заключаются особенности оценки цифровых компетенций

Цифровизация рынка труда сформировала новый запрос к системе образования на подготовку школьников с навыками цифровой коммуникации, адаптации контента цифровой среде, сетевой организации, навыками в области безопасности и защиты устройств и личных данных. В то же время стремительное развитие цифровых технологий изменило то, как современные школьники воспринимают реальность. Мы привыкли считать их «цифровыми аборигенами», так как они родились и растут в цифровую эпоху, не представляя свою жизнь без доступа в интернет, мобильной связи и быстрого получения информации по запросу.

Тестирование проводилось осенью 2022 года и включало:
  • 103 школы, участвующие в ФП «Цифровая образовательная среда» – 4 региона (Ставропольский край, Красноярский край, Томская область, Санкт-Петербург), 50% городских школ;
  • 888 учителей 88% женского пола;
  • 3499 учеников 7–8-х классов – 47% женского пола.

Традиционные инструменты оценивания не подошли для решения той задачи, которую ставили перед собой исследователи, поэтому был выбран подход доказательного оценивания. При этом подходе сначала делается срез большого набора поведенческих характеристик о том, как тестируемый действует и решает свои задачи в цифровой среде с использованием контента, различных инструментов и сервисов. Затем на основе анализа выявленных поведенческих характеристик исследователи делают заявление о том, на каком уровне владения той или иной цифровой компетенцией находится тестируемый.

Авторы исследования сформулировали новое определение понятия «цифровая грамотность» как способность безопасно для себя и других использовать цифровые технологии для поиска, анализа, управления информацией, коммуникации и коллективной работы, работы в сфере решения задач в цифровой среде, для удовлетворения личных и образовательных потребностей.

Определив таким образом цифровую грамотность, исследователи выделили пять основных цифровых компетенций: информационная грамотность, компьютерная (техническая) грамотность, вычислительная грамотность, цифровая безопасность и цифровая коммуникация.

Одним из инструментов исследования стали контекстные анкеты учителя и ученика, которые позволили установить, какие факторы связаны с формированием цифровой грамотности (конкретных цифровых компетенций) и ее уровнем. Также в качестве инструмента исследования использовался паспорт цифровой среды школы, который заполняла администрация школы, так как одной из задач, стоящих перед авторами исследования, было отследить процессы цифровой трансформации школы и установить, как эти процессы связаны с формированием цифровой компетентности учащихся.

Ксения Тарасова рассказала о дизайне инструмента измерения. Он представляет собой прозрачную интеллектуальную экосистему (рамку), где собрано большое количество фактов.

Результатом стали интерактивные симуляционные задания в цифровой среде на основе сценария.

Благодаря данному инструменту стало возможным отследить те поведенческие траектории, которые ребенок выбирает в реальной жизни. Всего в тестовый инструмент входит четыре задания разной степени сложности. Внутри присутствуют различные игровые элементы, а также виртуальный помощник «Глаша». При оценивании выполнения заданий учитывалось не только количество правильных ответов, но и цифровой след. Использование этого метода исследования позволяет измерять одновременно сразу несколько составляющих цифровой грамотности и получить достоверные данные, повысить мотивацию школьников и исключить вариант угадывания.

От чего зависит уровень цифровых компетенций школьников

Сергей Тарасов рассказал, что по результатам исследования уровень владения цифровой грамотностью не связан с полом и возрастом. Существенным фактором оказались школьные оценки (чем они выше, тем выше уровень владения цифровыми компетенциями). Решение о продолжении обучения после 9-го класса также принимали ученики с более высоким уровнем цифровой грамотности. Среди показателей эксперт также выделил: язык дома (общение на русском), полная семья, количество книг в домашней библиотеке и условия дома (наличие компьютера или планшета, наличие личного мобильного телефона, быстрый доступ к интернету, личная комната, личный рабочий стол).

Как связаны цифровые компетенций с образовательной деятельностью в школе и с индивидуальными особенностями учеников

На основе проведенного исследования были сделаны выводы, что ЦГ учащихся в первую очередь связана с их академическими достижениями. Объясняется ли это тем, что оцениваемые цифровые навыки больше связаны с когнитивными способностями учащихся и дают преимущества тем, кто может продуктивно использовать возможности цифровых технологий для обучения и развития, усиливая эти возможности?

Во вторую очередь ЦГ учеников частично связана с домашней средой, а именно языком общения, наличием собственного рабочего стола и быстрого доступа к интернету. В то же время такие показатели, как состав семьи, количество книг дома, наличие компьютера или телефона не связаны с ЦГ. Цифровая грамотность – комплексный конструкт, который формируется в настоящее время прежде всего под воздействием сетевой цифровой среды, поэтому доступ в интернет является определяющим фактором. Практики использования цифровых устройств и цифрового образовательного контента в школе и дома в основном не показывают связь с ЦГ.

Также в ходе исследования были сделаны следующие выводы:
  • Уровень цифровизации школ не связан с уровнем цифровой грамотности учащихся, хотя есть значимые различия между некоторыми группами школ (городские и сельские школы, школы из разных регионов).
  • Установки учителя, такие как технологический оптимизм и пессимизм, инновационность и отрицательное отношение к технологиям не связаны с уровнем ЦГ учащихся.
  • Около 30% учащихся не владеют основным набором цифровых навыков по работе с информацией в цифровой среде и успешной жизни в обществе информационных цифровых технологий. И даже навыки программирования не гарантируют владение ЦГ: у ребенка может быть развито умение работать с программным кодом, но полностью отсутствует навык поиска информации в интернете и рефлексии полученных ответов.
Открытым остается вопрос о цифровых компетенциях группы детей, не включенных в институциональный состав школы (находящихся на домашнем обучении).

Задача учителей сегодня – показать, насколько может быть широк мир цифровой грамотности и насколько можно быть успешнее, наращивая собственный инструментарий цифровых компетенций. Однако невозможно научить ребенка тому, чем не пользуешься сам и во что не веришь.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube