У детей есть любопытство, которое побуждает их узнавать новое. Но постепенно у них возникают усталость и перенапряжение, так как в школе они мало двигаются и следуют правилам. А еще детям нужно перерабатывать много информации. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы поддерживать у детей сильную мотивацию. Об этом и о многом другом родители смогут узнать в онлайн-навигаторе, который разрабатывает Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов.
«А голову ты дома не забыл?»
Эту фразу знают все – от бабушек до пап. Так учителя показывают свое «чувство юмора» на неуспевающих и слабых учениках.
Вместо этого лучше сказать ученикам, чтобы они проверяли вещи заранее, чтобы избежать подобных ситуаций.
«Мог бы и лучше!»
Когда родители или учителя говорят эту фразу, дети могут услышать: «Ты недостаточно хорош!» Это может заставить ребенка сомневаться в своих способностях и перестать стараться.
Вместо этого можно подбодрить ребенка фразой: «Ты можешь показать качество своей работы, выучив десять терминов и написав эссе на пару абзацев». Это вызов, который ребенок с радостью примет.
«Никто не пойдет на перемену/домой, пока не...»
Учителя не должны использовать коллективные наказания, чтобы заставить учеников ответственно относиться к своим действиям. Это создает у детей ощущение несправедливости и может привести к разочарованию в учебе.
Вместо этого учителю следует искать более эффективные методы воспитания ответственности у учеников.
«Что ты там мычишь? Отвечай нормально!»
Учителя не должны использовать унизительные сравнения, например с животными, чтобы дисциплинировать детей. Эти фразы могут стать оружием в руках учеников и способствовать появлению школьной травли и буллинга.
Вместо этого лучше хвалить ученика даже за маленькие успехи.
«Да что с тобой не так?»
Эта фраза может вызвать у учеников чувство недооцененности или несовершенства.
Вместо этого учителя должны помогать ученикам преодолевать трудности и решать проблемы, что будет способствовать их развитию и росту.
«А теперь выйди и зайди нормально».
Учителя не должны использовать цирковые трюки, чтобы привлечь внимание учеников. Это может вызвать неадекватные реакции в группе и сорвать начало урока, что плохо повлияет на успех учебного процесса.
Вместо этого учителя должны создавать интерес к предмету и мотивировать учеников к участию в уроках.
«У меня проблемы с математикой. Как мне быть? – Плакать, Петров, только плакать».
Кажется, учитель здесь употребляет сарказм, который заставляет ученика почувствовать себя безнадежным.
Вместо этого педагог мог бы помочь ученику создать план действий, который бы поддерживал его на пути к успеху и развитию.
«И кем ты себя возомнил?»
Эта фраза может вызвать у ребенка чувства ступора и обезличивания.
Чтобы избежать такой ситуации, учитель может сообщить ученику о том, что его поведение и слова недопустимы.
«Не думай, что ты самый умный».
Эта фраза может отбить у ученика желание развиваться и высказывать свои идеи.
Хороший учитель стремится поддерживать своих учеников и дает им понять, что они способны к успеху и достижению своих целей.
«Что тебя так веселит? Ну-ка расскажи, посмеемся вместе!»
Эта фраза может использоваться в неправильных контекстах, и настроение учащихся не всегда является признаком неуважения к учителю, как иногда может показаться.
Лучше подумать, какие можно предпринять меры, чтобы поддержать детей на пути к хорошему настроению и предоставить им возможность учиться в веселой обстановке.
«Сидоров, ты, как всегда, не готов!»
Обобщение всех действий ученика может быть болезненным для него, так как вызывает негативные чувства и оказывает неблагоприятное влияние на процесс обучения.
Вместо этого учитель должен поддерживать успехи учащихся и заниматься прогрессом, чтобы создать мотивацию для дальнейшего развития.
«Иванов, тебя что, кто-то спрашивал?»
Эта фраза вызывает у ребенка сомнение в важности его личности. Это может заставить его в будущем ценить свое мнение незначительно и постоянно его фильтровать. Кроме того, такие слова могут привести к тому, что ученик будет бояться высказывать свои мысли.
Вместо того чтобы отрезать любопытство ребенка, учителям стоит поощрять инициативность и любопытство.
«Антонов, а ты слишком умный, я вижу? А ну, становись на мое место и проведи урок!»
Эта фраза вызывает у ребенка чувство стыда. Ученики чувствуют, что им грозит буря с непредсказуемыми последствиями, и могут реагировать на это ледяной тишиной. Напряженная атмосфера не является эффективным форматом.
Лучше оставить ученика на небольшую беседу после урока, не при всех.
К тому же многие ученики внимательно слушают педагога, и переключение их внимания на другого ребенка может вызвать только подчеркнутый недоверчивый интерес.
«Если ты плюнул на коллектив, то он вытрется. А вот если коллектив плюнет на тебя, ты утонешь».
Эта фраза философская, но неуместная в контексте школьного образования, так как слишком жаргонная.
Учителю стоит обратиться к детям с просьбой: «Поступайте с другими так, как вы хотите, чтобы они относились к вам».
Юлия Харланова,
кандидат педагогических наук,
преподаватель в Национальном социально-педагогическом колледже