Я думаю, что одна из главных проблем моего поколения – абсолютное отсутствие среди сверстников интереса ко всему, что происходит вокруг. Только «я», только «мои проблемы», переживания, непонятки и сплошные претензии к другим.
«В подворотню или в школьный кружок?»
Причина такого отношения молодежи к жизни – формализм и недостаточность работы с молодежью, невыстроенность диалога как внутри молодого поколения, так и между молодым и старшим поколением. Это приводит к усилению конфликта «отцы – дети». Усиление данного конфликта выталкивает нас из зоны влияния взрослых, как отдельных, так и институтов.
Подчеркну, я не говорю о том, что молодежной политики в России нет. Я говорю о том, что нам нужно как можно скорее подключить и активизировать широкие массы молодежи к созданию будущего для нас же, для нашего же поколения. Я вижу инструмент активизации молодежи в повсеместном подключении к работе с молодым поколением студентов педагогических вузов.
Молодёжь всегда стремится к самовыражению, мы все искренне и болезненно хотим получить ваше признание, мы готовы работать на благо нашей страны!
Слышали про стиляг? Любители западной джазовой музыки и моды, рокеры, выражавшие свой протест в тяжелой музыке, были популярными субкультурами в позднем СССР. Все эти субкультуры подвергались неприятию, выталкивались из сферы влияния государства. В 90-х с распадом Советского Союза субкультуры получили широкое распространение и развитие, их стало огромное множество разного толка. На улицах городов мы могли увидеть хип-хоперов, получивших свое название из-за стиля танца, в котором пытались выразить себя. Готы имели темный, депрессивный стиль не только в музыке, но и в одежде, в мировоззрении, образе жизни. Более миролюбивой субкультурой были эмо, которые ограничивались лишь причудливой внешностью, во многом схожей со стилистикой готов. Несмотря на различные стили и посылы данных субкультур, причина их возникновения одна – желание защититься от непонимающего их общества и найти единомышленников, что в нашем юном возрасте крайне важно.
Сейчас в молодежной среде довольно популярны такие позитивные субкультуры, как «турникмены и зожники». Ребята объединяются, ведут здоровый образ жизни, занимаются на турниках зачастую во дворах, доказывая, что для таких занятий вовсе не обязательно покупать дорогой абонемент в спортивный зал, главное условие – желание! Активно занимаясь спортом, ребята, хотят они того или нет, пропагандируют здоровый образ жизни. Популярная субкультура в нашей среде – волонтёры. Молодые люди бескорыстно оказывают всестороннюю помощь нуждающимся, нахожу это примерами полезных субкультур сегодня.
Хотя 27 мая 2020 года Государственная дума Российской Федерации в третьем чтении приняла законопроект № 701078-7, который позволяет студентам педагогических вузов по окончании второго курса открывать кружки дополнительного образования на базе школ, однако данная инициатива остается безызвестной в широких кругах педагогической молодежи.
Не хватает пропаганды полезных инициатив.
Я провел эксперимент и вбил в поисковик запрос «молодежные субкультуры», на что интернет в массовом числе выдал статьи и новости о преимущественно деструктивных субкультурах. Появляется риторический вопрос: почему СМИ, интернет-блогеры раскручивают лишь деструктивные субкультуры? Телевизор мы, молодёжь, уже практически не смотрим, а вот интернетом пользуемся активно, но интернет, как и другие ресурсы, выдает в основном негатив.
Я всегда хотел создавать среду, в которой будет комфортно моему поколению. Мне хотелось единения, какого-то братства, я ясно понимал, что бесполезная вражда и без того разобщённого поколения разрушает нашу жизнь.
Что я сделал
В 2020 году, уставший от отсутствия живого общения в период самоизоляции в коронавирусные времена, я, как обычно, летом приехал на дачу близ Сергиева Посада. Там я написал пост в группу города в ВКонтакте, что ищу молодых ребят для создания творческого коллектива и волонтёрской деятельности. И удалось собрать небольшую группу из 12 ребят.
Первым нашим мероприятием стало поздравление ветерана Великой Отечественной войны с Днём Победы.
Изначально мы планировали провести акцию памяти – встать вдоль дома с транспарантами и плакатами, чтобы напомнить жителям хотя бы одной улицы, хотя бы одного дома о подвигах наших великих предков. Всё делали сами – закупили, скинувшись по 150–200 рублей, гвоздики, сколотили памятную доску из деревяшек, приклеили на неё распечатанные на принтере портреты советских военачальников и пионеров-героев, поставили её около дома, в котором, как впоследствии выяснилось, проживал ветеран. Здесь надо сказать, что весь процесс подготовки сопровождался моими комментариями: краткими историческими экскурсами и рассказами о подвигах советских людей. Когда я принес распечатанные портреты героев той войны, нередко приходилось отвечать на вопрос: «А кто это? Чем он известен?». Каждый чувствовал на себе ответственность.
Михаил Степанович и Сталин
Итак, настало 24 июня 2020 года, мы, как и солдаты на Красной площади, вышли на свой «парад». В какой-то момент нашей акции, к которой присоединились жители близлежащих домов, к нам подошел пожилой мужчина. Он сообщил, что в доме, около которого мы проводили акцию, живет ветеран Великой Отечественной войны. Мы поспешили туда, хорошо помню, как мы заходили в тёмный, сырой подъезд, поднимались по лестнице, которая пахла зеленой краской. Когда мы встретились с ветераном, я почувствовал, что мы прикоснулись к истории. Ветерана звали Михаил Степанович. Он был очень рад нашему приходу, даже предложил выйти на улицу, чтобы посидеть на лавочке, подышать свежим воздухом. По словам соседа, к нему уже давно никто не заходил, именно поэтому он был так рад нашему визиту. Неожиданно для всех Михаил Степанович сделал нам крайне дорогой подарок – копию грамоты, оригинал которой, к сожалению, не уцелел из-за пожара. Он получил её за наступательно-освободительные действия на территории Германии. Грамота была подписана И.В. Сталиным. Вполне возможно, что другой такой копии у него не было, однако я видел, что для него главное не награды и грамоты, а наша память и внимание к смыслу тех лет, понимание, за что он сражался. Это мероприятие доказало мне, что смысла серчать и говорить о том, что наша молодежь «ничего не знает и не помнит», нет, нужно своими поступками и действиями, будучи представителем молодого поколения, помогать своим сверстникам узнавать новое об истории своей Родины. Я заметил, что сверстники куда лучше понимали меня, чем взрослых людей, ведь сегодня патриотические акции и мероприятия проводятся и в школах, и в других учреждениях досуга, но ребята в большинстве случаев их не слышат и не понимают.
Моя подруга сходила в книжный магазин и купила книжку Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», которой, к слову, сейчас нет в школьной программе – таков был эффект от того, что мы сделали.
Услышьте: моё поколение – очень думающее и понимающее, мы умеем размышлять, сопереживать, в наших душах живет память о наших предках, которую можно и нужно разбудить, а что до «незнания», то это следствие той информационной среды, в которой мы живем.
К нам присоединилось ещё ребят пятнадцать – мы сами распространили информацию среди наших друзей и знакомых, показывая фото и видео поздравления ветерана.
Жить вместе лучше, чем раздельно!
Никакого четкого плана работы не было, и я предложил сделать самодеятельный концерт для жителей города – идея всем понравилась.
Талантами наше поколение природа точно не обделила. Опять все делали сами, начиная от костюмов и заканчивая украшением места выступления. Каждый имел возможность предложить и поставить такой номер, который он хотел. Например, мы ставили танец «Комбайнеры» на одноименную песню Игоря Растеряева, был в нашем репертуаре и русский народный танец.
Особенно мне запомнилось, как мы делали костюмы для этого номера: на заранее отмеренные куски простыни мы наносили национальные орнаменты с помощью краски, знакомясь таким образом с культурой разных регионов России, ведь орнамент каждого региона имеет своё значение. Стихотворения: помимо удивительных стихов своего, авторского написания, были и стихотворения Маяковского, Есенина и других великих поэтов нашей страны.
С июля по август мы дали четыре концерта, на каждом из которых присутствовало около 70 человек, притом число зрителей никогда не было меньше 50. Видя, как мы увлечены творчеством, нам помогали наши родители.
Например, папа одной из девочек приехал на огромной машине, в которой была не менее огромная и громкая колонка – через неё мы включали музыку для номеров. Был у нас ещё один парень, который потрясающе играл на гитаре. Совершенно неожиданно к нам пришел его папа, с которым, к слову, они жили раздельно. В результате у них получился замечательный дуэт!
Это мой пример того, насколько конструктивным может быть объединение молодежи при влиянии педагогически настроенных ребят. Именно молодые педагоги могут помочь ребятам найти себя, реализовать свои желания и планы, увести ребят с улиц и подворотен. Именно на студентов педагогических вузов нужно сделать ставку сегодня, они могут стать настоящим ключом к сердцам подрастающего поколения, строителем нашего светлого будущего.
Что дальше?
Если мое творчество – литературное и педагогическое – хоть кому-то, хотя бы одному человеку, интересно, я продолжу свой рассказ. Если попытка рассказа оказалась неудачной – буду думать, как и что улучшить. Надеюсь, до встречи.