Учителя // Тема дня

От виртуального эксперимента – к реальным планам


От виртуального эксперимента – к реальным планам
Фото: 2022-god.com

В 20212022 году был запущен пилотный проект по новой системе оплаты труда учителей в шести регионах: Белгородской, Кировской, Нижегородской, Ярославской, Сахалинской областях и в Республике Мордовия. В эксперименте приняли участие около 5 тысяч педработников из 152 организаций дошкольного, общего, дополнительного образования и колледжей.

Цель проекта – установить единые требования к системам оплаты труда.

Должностные оклады, а также порядок установления и размер компенсационных и стимулирующих выплат будет утверждать правительство Российской Федерации. Это создаст равные условия оплаты труда учителей разных регионов и сделает всю систему более прозрачной.

«Дистанция огромного размера»

Дифференциация в оплате труда педагогов в среднем по России составляет 7 раз. Такая цифра, по словам первого зампреда комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олега Смолина, была озвучена на одной из коллегий Минпроса.

Если мы посмотрим на данные Росстата за 2022 год, то действительно увидим «дистанцию огромного размера» даже между перечисленными выше участниками пилотного проекта. Например, в Республике Мордовия средняя зарплата учителей составила 29 801 рубль, а в Сахалинской области – 97 593 рубля. Есть различия и в соотношении средней зарплаты педагогов со средней зарплатой по экономике региона: в Республике Мордовия она составляет 95,2%, а в Сахалинской области – 117%. Один из самых низких показателей – в Томской области, где это соотношение составляет около 92%. Иными словами, майские указы президента от 2012 года, согласно которым средняя зарплата учителя должна составлять не менее 100% от средней по экономике региона, выполняются далеко не везде. На практике в одних регионах отмечается превышение этой планки, как, например, в упомянутой выше Сахалинской области, или в Москве (115,3%), или в Севастополе (122,6%), а где-то – отставание. Но даже в двух столичных городах разная зарплата: в Москве – около 105 тысяч рублей, а в Санкт-Петербурге – 68 тысяч рублей. Средняя зарплата учителей в России в прошлом году составила 49 668 рублей – 98% от средней по экономике страны (50 702 рубля).

В каждом регионе применяются свои модели оплаты труда, но размер зарплаты зависит прежде всего от возможностей региональных бюджетов.

Ситуация, при которой специалисты, относящиеся к одной профессиональной квалификационной группе, получают разные зарплаты за один и тот же труд, никого в системе образования не устраивает.

Это то, что мы имеем на сегодняшний день, а что нас ожидает завтра? Каковы итоги эксперимента и его перспективы внедрения в масштабах страны? Позволит ли он исправить ситуацию?

Вести с полей

Как сообщили нам в одной из организаций, причастной к сопровождению эксперимента, эксперимент проводился в «виртуальном режиме». Это означает, что специалистами «сделаны расчеты по 152 организациям шести пилотных регионов, определены объемы средств, но они не разглашаются, а дальше должна быть проявлена политическая воля». То есть расчеты произведены, а реальные деньги не выделялись.

В министерстве образования Кировской области также подтвердили, что пилотный проект проходил «в тестовом режиме». Кроме того, в ответе на официальный запрос от «Вестей образования» сказано, что «на примере пилотных регионов определены модельные расчеты формирования заработной платы педагогических работников, проводится расчет необходимых финансовых средств для внедрения новых подходов к системе оплаты труда педагогических работников на территории всей страны».

Из министерства образования Сахалинской области также пришел аналогичный ответ: «В конце 2021 года Сахалинская область вошла в число регионов, участвующих в пилотном проекте по апробации требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность». Как видим, вместо словосочетания «тестовый режим» здесь употреблено схожее по смыслу выражение «апробация требований».

Как пояснила в интервью «ВО» директор Департамента образования г. Южно-Сахалинска Светлана Мирова, на пилотном этапе ставилась задача проанализировать «действующие системы оплаты труда и настройку параметров моделирования расчетов». По ее словам, «в начале 2023 года специалистами Департамента завершена работа по предоставлению в Министерство просвещения РФ информации о фактически начисленной заработной плате (ежемесячно по каждому сотруднику за период 2021–2022 гг.) педагогических работников образовательных организаций, участвующих в проекте».

«Поскольку на данном этапе не предполагалось внедрить новую систему оплаты труда, то оценить результаты эксперимента, а также выявить дополнительную финансовую потребность полагаем преждевременным», – констатирует Светлана Мирова.

Лед тронулся? Или не торопитесь с выводами

Между тем спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила обратиться к президенту РФ с инициативой в Год педагога и наставника внедрить новую систему оплаты труда учителей.

«Действительно, в шести пилотных регионах мы уже апробируем, и уже есть конкретные результаты, и планируем в этом году ее утвердить», – ответил министр просвещения Сергей Кравцов на заседании Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

Некоторые СМИ поспешили быстро отреагировать на это заявление. В телеграм-канале «Большая перемена РФ» появилась заметка: «Лёд тронулся: Минпросвещения России готовится к запуску новой системы оплаты труда педагогов».

11 апреля в Совете Федерации состоялся круглый стол «О нормативно-правовом обеспечении качества общего образования в Российской Федерации и пути его совершенствования».

Заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, принимавшая участие в заседании, задала вопрос о результатах эксперимента по заработной плате педработников. Замминистра просвещения Татьяна Васильева ответила, что в ближайшее время планируется масштабное обсуждение результатов эксперимента со всеми 89 регионами с участием профсоюзных организаций.

«То есть итоги пилотного проекта не подведены, по их результатам предложения от Минпроса не сформулированы, но общий подход понятен: это выработка единых критериев к определению базовой ставки, стимулирующих и компенсационных выплат, – отметила в интервью “ВО” Ирина Абанкина. – Но, как бы прозрачна и понятна ни была структура, в ситуации, когда зарплата учителей отстаёт от их ожиданий в 1,5–2 раза, вопрос о повышении оплаты учительского труда решить будет сложно. Тем более что предложения Минпросвещения по новым требованиям к зарплатам учителей, как отметила в своем выступлении Татьяна Васильева, будут носить рекомендательный характер, и перераспределения ответственности, похоже, не предвидится».

Между тем, рассуждает Ирина Абанкина, существующая дифференциация финансовых возможностей регионов для выполнения их обязательств по оплате труда педагогов заметно различается по России.

«Поэтому решения правительства должны учитывать глубину этой дифференциации, и надо понимать, что межбюджетные трансферты всё-таки не носят целевого характера, они помогают регионам выйти на уровень сбалансированности, но, очевидно, его недостаточно для того, чтобы справиться с имеющимися обязательствами. И сегодня отчёт по выполнению майских указов президента по всем отраслям социальной сферы тоже показал, что лишь 15 регионов полностью с этим справляются», – отмечает известный экономист.

Непосильные нагрузки

Кроме того, по мнению Ирины Абанкиной, важно не только сделать прозрачной структуру заработной платы педагогов, но и при определении нагрузки необходимо учитывать все виды их деятельности.

«Сегодня у нас фактически учитываются только аудиторные часы, а вторую половину составляет ненормируемая часть, и она становится очень растяжимой, но не ведёт к повышению оплаты труда. А как раз повышение оплаты связывается только с аудиторными часами. Отсюда возникают эти 1,5, а то и 2 ставки, которые действительно реально могут привести к повышению оплаты труда. Необходимо преодолеть эту негативную тенденцию, поскольку это ведёт к выгоранию педагогов. И, конечно, при расчёте базовой части следует учитывать все виды нагрузки, включая те дистанционные форматы, в которых педагог точно так же работает с учениками и достигает образовательных результатов», – подчеркивает Ирина Абанкина.

Эту позицию разделяет Олег Смолин, по словам которого, нагрузка педагогов постоянно растет и в среднем по РФ приближается к 29 урокам в неделю. А в Омской области, которую он представляет в Госдуме, – 32 урока в неделю и более.

«При этом реальная заработная плата учителей скорее падает, поскольку мы понимаем, что за прошлый год официальный рост цен составил чуть менее 12%, но редко в каких регионах заработная плата повышена с 1 января в той же пропорции. Как правило, позже и в меньшей пропорции, – подчеркивает законодатель. – Поэтому без финансовых вложений из федерального бюджета в большинстве регионов перспектив у этого проекта нет. Я думаю, что перспектива у этого проекта есть там, где заработная плата достаточно высокая, то есть в регионах-донорах. Там упорядочение заработной платы даст определённый эффект, главным образом в виде чувства большей справедливости у педагогов. По крайней мере они будут понимать, за что и сколько они могут получить, если установят прозрачные критерии. Но там, где денег нет, трудно себе представить, как будут выкручиваться из этой ситуации. Я напомню, что в очень многих регионах фактически стимулирующий фонд отсутствует, а если присутствует, то его тратят либо на доплаты до минималки для технического персонала, либо на то, чтобы как-то, например, оплатить время учёбы для педагогов, которые идут на повышение квалификации. Поэтому реально стимулировать дополнительно труд учителя не из чего. Не говоря уже о том, что минимальный размер оплаты труда – это совсем не то же самое, о чём договаривались экс-министр просвещения Ольга Васильева и председатель Государственной думы Вячеслав Володин, когда в 2019 году принимали специальное постановление Государственной Думы по итогам парламентских слушаний.

Там было написано, что базовый оклад учителя должен быть не менее 70% от средней заработной платы по региону.

Минимальная заработная плата практически нигде 70% от средней по региону не составляет. Она значительно ниже. И сейчас дай бог довести базовый оклад до минимального размера оплаты труда, потому что в среднем по стране его размер колеблется от 4 до 20 тысяч рублей».

Эксперты РУДН рассчитали: для того, чтобы установить базовый оклад хотя бы на уровне МРОТ, дополнительно потребуется не менее 61 миллиарда рублей ежегодно.

В то же время МРОТ является единственной федеральной гарантией: его размер с 1 января 2023 года в среднем по России составил 16 242 рубля в месяц, и планируется очередная индексация в июле. С учетом этого каждый год средств на доведение учительского оклада до МРОТ будет требоваться все больше и больше.

«Очень бы хотелось, чтобы в Год педагога и наставника увеличилось не только количество похвал в адрес наших учителей, но и их реальный уровень жизни», – говорит в заключение Олег Смолин.

Недавно он сделал запрос в Минфин по поводу использования средств Фонда национального благосостояния на эти цели. Напомним, что часть этих денег была заблокирована зарубежными банками после начала СВО. Однако из главного финансового ведомства депутату пришел обнадеживающий ответ: там считают возможным использовать эти деньги в рублях, выпустив их в том объеме, который был заморожен в валюте.

Справедливости не ждут

Согласно исследованию РАНХиГС,несмотря на то что в последние годы незначительно, но все же увеличилась доля учителей, которых полностью устраивает заработная плата (8,8% в 2022 году против 4,2% в 2020-м), число тех, кого не удовлетворяет размер вознаграждения за их труд, остается высоким – 46% по данным 2022 года, что на 5% больше по сравнению с 2021-м.

Интересна оценка педагогами системы распределения стимулирующих выплат: практически половина учителей – 47,1% – считают ее вполне справедливой, не согласны с этим мнением около 20% опрошенных, а 33% вообще затруднились с ответом на этот вопрос, что, наверное, нуждается в дополнительном анализе.

22% участников анкетирования не ждут справедливости от изменения оплаты труда. В то же время больше половины учителей все же возлагают надежды на то, что с повышением заработной платы увеличится приток молодых специалистов в школы и педагогический коллектив станет более стабильным.

Ученые считают низкий уровень зарплаты учителей главной причиной их ухода из профессии.

Данные федеральной службы государственной статистики свидетельствуют, что в среднем по стране зарплаты учителей составляют всего 78,3% от средней заработной платы всей категории работников. Зарплата в образовательных организациях среднего профессионального образования – 82,4%. Наиболее низкие значения этих показателей – в Центральном, Северо-Западном и Сибирском федеральном округах. Относительно низкий размер заработной платы в сфере образования отмечается и в результатах мониторинга трудоустройства выпускников с высшим образованием за 2021 год. Так, средняя заработная плата освоивших программы бакалавриата и специалитета в области педагогики составляет 42,2 тысячи рублей, программ магистратуры – 53,2 тысячи рублей. Это второе место с конца списка, включающего 11 направлений подготовки специалистов с высшим образованием. От педагогов отстают только работники сельского хозяйства, а самые большие вознаграждения за свой труд получают выпускники с математическим и IT-образованием: бакалавры – 102 тысячи рублей, магистры – около 124 тысяч.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube