В любом возрасте тяга к творчеству оправданна и понятна: искусство насыщает духовно, помогает перезагрузиться и наполняет жизнь яркими красками. Есть немало общих черт в занятиях с маленькими и очень взрослыми людьми.
Современное образование, искусство, творчество – их границы, как социальные, так и возрастные, размыты. В XXI веке каждый может попробовать себя во многих направлениях искусства, выбрать то, что ему по душе.
В 80-х–90-х годах XX века в музыкальные, художественные, театральные школы брали детей начиная только с семилетнего возраста. Получить образование в преклонном возрасте было сложно.
«Сейчас таких ограничений по возрасту нет, моему самому маленькому ученику было 2 года, а самому взрослому 65 лет, – рассказывает Елена Балина, преподаватель музыки и онлайн-репетитор по фортепиано. – Мне нравится заниматься и с людьми в возрасте, и с малышами. Это непосредственные ребята, очень искренние. С ними работать легко, они всегда в хорошем настроении. Такие ученики доверяют преподавателю, слышат и слушают его. Если результат достигается немного медленнее в силу возраста, то все равно это всегда искренняя радость, когда мы учимся вместе чему-то новому».
Играя на музыкальных инструментах, в частности на фортепиано, мы разрабатываем мелкую моторику, которая предотвращает заболевания мозга и опорно-двигательного аппарата. Такие проблемы нередко встречаются как у маленьких детей, так и у людей пожилого возраста.
Ученики солидного возраста (65+ лет) приходят на занятия осознанно. Для них это исполнение мечты юности, когда не было возможности посещать дополнительную школу или приобрести музыкальный инструмент. Еще уроки творчества – оздоровительный процесс, который улучшает память, работу мозга, снижает риск развития болезни Альцгеймера.
Эмоциональный настрой по отношению к занятию чем-либо новым у этих возрастов очень яркий, они азартны, увлечены тем, что делают, стараются выполнять задания, полностью погружены в процесс.
Преподавателю нужно быть внимательным и бережным, потому что и детская психика, и психика людей в годах весьма уязвима. Важно подчеркивать их достижения, мотивировать похвалой. Они смотрят с открытым ртом и широко распахнутыми глазами. Педагог для них – как собака-поводырь, которая приведет их в мир искусства.
И в детском, и в солидном возрасте результат медленнее, чем мы привыкли ожидать от молодежи. Малыши выполняют задания неосознанно, их моторика еще развивается. Не полностью сформированная опорно-двигательная система не дает четкой координации голоса и движения. Люди в возрасте имеют менее подвижный игровой аппарат (руки, ноги, корпус, голова, шея). Наставник таких возрастных категорий должен выстроить занятия так, чтобы каждый урок приносил видимый для учеников результат.
Манера обучения для людей в возрасте и малышей часто совпадает. С одной стороны, взрослым мы говорим конкретно: вот это упражнение – на эту группу мышц, а это – для развития суставов пальцев. Детям же проводим занятие в форме игры. С другой стороны, взрослые тоже любят играть: это могут быть подвижные игры на развитие координации, мышц, чувства ритма. Игры могут развивать мышление, помогать освоению музыкальной теории, музыкальной памяти.
Пожилые часто ощущают себя «за бортом» жизни: кто-то еще не успел разобраться в многозадачном мире, кто-то не чувствует в себе сил угнаться за мелькающей действительностью. Занятия, связанные с искусством, снижают ощущение потерянности, помогают увлечься, оздоравливают.
Саморазвитие зависит от желания самого человека или его родителей: репетиторы, онлайн-курсы, развивающие интерактивы – все что душе угодно. Чтобы проживать жизнь ярко, стоит поучиться энтузиазму у двух полярных возрастов и попробовать себя в чем-то новом.