9 марта вице-спикер Госдумы Борис Чернышов внёс законопроект, который предполагает дополнение принципов образовательной политики пунктом «о защите чести и достоинства педагогических работников». Изменения вносятся в статью 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Средствами массовой информации приводятся многочисленные примеры вмешательства в частную жизнь педагогических работников и попыток осуждения их действий со стороны представителей общества даже в тех случаях, если эти действия не носят противоправный характер и не обусловлены педагогической деятельностью», – отмечается в пояснительной записке. Кроме того, там сказано, что «педагоги имеют «моральные обязательства и ответственность перед всем обществом», но при этом фиксируется низкий уровень престижа профессии учителя в обществе. На это указывает осеннее исследование ВЦИОМа, согласно которому респонденты оценили положение педагогов в обществе на 3,19 балла из пяти возможных. Положительной динамики в этой оценке нет». Новую инициативу комментирует первый зампред комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олег Смолин.
– Мы понимаем, что на практике реализуются далеко не все принципы образовательной политики, провозглашённые Законом «Об образовании в Российской Федерации». Например, утверждается, что образование в России имеет светский характер. Однако, если вы откроете статью 87 закона об образовании, то увидите, что она очень сильно отступает от этого принципа. Представителям традиционных конфессий предлагается фактически рецензировать содержание курсов православной, исламской, буддистской и иудейской культуры, отбирать преподавателей, которые будут вести эти курсы, и так далее.
Понятно, что механическое включение принципа «о защите чести и достоинства педагогических работников» в закон мало что изменит, разве что позволит учителям чаще обращаться в суды в случае оскорблений или, что, увы, тоже бывает, нападений со стороны учеников в широком смысле этого слова.
Понятно, что дошкольники на учителей не нападают, младшие школьники тоже, а вот остальные категории – случается. И, наконец, самое важное. Я думаю, главный способ защиты чести и достоинства педагогов заключается в повышении статуса педагогических работников. Статус, как мы помним со времён Макса Вебера, складывается из двух составляющих. Первое – это реальное положение человека в системе общественных отношений, включая его доходы. Второе – собственно престиж отношения к той или иной группе в обществе.
2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Однако я не заметил никаких действий, которые были бы направлены на повышение материальной, реальной составляющей статуса педагога.
Наверное, полезно, что будут проводиться конкурсы, информационные мероприятия и так далее. С точки зрения отношения к учителю это может оказаться полезным, но в весьма ограниченных пределах. Поэтому мы многократно предлагали законопроекты о повышении реального статуса педагогических работников. Один из таких законопроектов в настоящее время всё ещё находится на рассмотрении Государственной думы. Его смысл заключается в следующем. Прежде всего обеспечить каждому педагогу заработную плату в соответствии с указом президента № 597 от 7 мая 2012 года, то есть не ниже средней по региону, причём не только по региону, но и по РФ в целом. И при условии, что педагог работает на одну ставку, а не на 1,7, как в среднем по России, или не на две ставки, как в моём родном городе Омске. Думаю, что это было бы первым и реальным шагом по защите чести и достоинства педагога. Что касается предложений ввести ответственность за оскорбление педагога по типу той, что установлена за оскорбление полицейских и других правоохранителей, то это вопрос спорный.
Я напомню, что педагогические отношения – это не то же самое, что отношения административные. Главная сила педагога – в умении выстроить отношения с детьми.
Да, дети бывают трудные и даже очень трудные. И всё-таки, как говорил мой отец, директор школы, трудных детей не бывает, понимая, что на самом деле это не так, но считая себя обязанным работать со всеми детьми. Может быть, ещё более точно это выразил Ян Амос Коменский почти 400 лет тому назад своей формулой «Сначала любить, потом учить». Бывают ученики, которые специально провоцируют агрессию со стороны педагога, не каждый может сдержаться, и здесь важно не выходить за рамки профессиональной этики. Что касается защиты ребенка от агрессии и других противоправных действий со стороны учителя (такое тоже, к сожалению, бывает), то, согласно закону, применение по отношению к ученику физического или психического насилия даже однократно – это условие для увольнения педагога. Но это тема для отдельного разговора.