Среднее профессиональное образование становится все более популярным, но способно ли государство обеспечить всех желающих местами в этих образовательных организациях и в общежитиях для приезжих? Учитываются ли потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социальной инфраструктуре СПО? И каковы прогнозы специалистов на ближайшее будущее?
Этой теме был посвящен доклад ведущего научного сотрудника Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елены Ломтевой на очередном экспертном семинаре этого университета.
Выпускников все больше, а вакансии не закрыты?
С 2015 по 2021 годы охват молодежи в возрасте 15–19 лет средним профессиональным образованием вырос с 32% до 47%. За этот же период прием в государственные профессиональные образовательные организации увеличился в 1,5 раза – с 640 тысяч до более миллиона, а в частные организации – в три раза – с 59 тысяч человек до почти 150 тысяч.
Елена Ломтева объясняет это тем, что частные образовательные организации более гибко реагируют на запросы потребителей, то есть готовят по программам, которые востребованы именно у молодёжи, в меньшей степени ориентируясь на рынок труда. Также у них есть больше возможностей привлекать более квалифицированных педагогов и мастеров производственного обучения, используя в образовательном процессе современное техническое оснащение.
Самая большая концентрация частных колледжей отмечается в Северо-Кавказском федеральном округе: более 40% от общего числа организаций СПО в Ставропольском крае и в Чеченской Республике, более 37% – в Республике Ингушетия.
Таким образом, выпуск специалистов в системе СПО за счет как государственных, так и частных организаций растет, и по логике потребности работодателей в кадрах с таким уровнем образования должны быть полностью удовлетворены.
Однако складывается парадоксальная ситуация, когда при достаточно большом выпуске молодёжи вакансии на рынке труда не закрываются.
Это связано с разными причинами. Во-первых, до сих пор ещё недостаточно активно происходит взаимодействие образовательных организаций с ведущими работодателями региона, и система СПО (как государственная, так и частная, что уже отмечалось выше) слабо реагирует на региональные программы экономического развития. Во-вторых, подготовка специалистов в СПО не учитывает того, что в любых регионах есть какие-то ведущие отрасли экономики, которые испытывают постоянную потребность в кадрах со средним профессиональным образованием. В-третьих, сами работодатели не всегда способны сформулировать, какие специалисты им будут нужны в ближайшем будущем. Cложно строить прогнозы в условиях экономической турбулентности. В-четвертых, не все выпускники колледжей трудоустраиваются по специальности. Причины могут быть разные – от разочарования в профессии до низкой зарплаты. В-пятых, большое число юношей уходит в армию сразу после окончания СПО, за счет чего на рынке труда тоже остаются незаполненные вакансии.
Что сдерживает образовательную миграцию?
Главной целью сотрудников РАНХиГС было изучение региональных аспектов доступности системы СПО для молодежи. При планировании, реконструкции или ликвидации объектов среднего профессионального образования должны учитываться не только прогнозные потребности региональных рынков труда, но и образовательная миграция молодёжи. В настоящее время существует достаточно много регионов, в которых отмечается как высокий приток молодёжи, так и ее отток. Причем центрами притяжения становятся не только столичные города. По данным 2021 года, на первое место вышла Республика Алтай, куда приток обучающихся из других регионов в СПО составил 53%. Ученые считают, что это может быть связано со статистической погрешностью: не все регионы корректно заполняют статистические формы. На втором месте – Санкт-Петербург (36,6%), на третьем – Москва (28%).
Сразу возникает вопрос: могут ли регионы, в которые устремляются потоки молодых людей, обеспечить всех приезжих местами в общежитиях? Оказывается, нет.
Например, около 19% абитуриентов, приезжающих учиться в Карачаево-Черкесскую Республику, проживают в общежитиях, арендованных колледжами у сторонних организаций, поскольку не имеют собственных, в Пермском крае этот показатель достигает 30%.
Поскольку спрос на СПО увеличивается с каждым годом, и в ближайший период прогнозируется демографический рост, возникает вопрос: выдержит ли система такой наплыв и обеспечит ли местами всех желающих? Поэтому важной целью исследования стало не только изучение ситуации здесь и сейчас, но и построение прогнозов на ближайшее будущее.
По существующим нормативным актам в области градостроительства объектов социальной сферы есть два типа помещений образовательных организаций СПО – собственно учебные корпуса и общежития. Чем больше число учащихся, тем соответственно больше учебных корпусов; небольшие колледжи с контингентом примерно до 600 учащихся располагаются, как правило, в одном здании, включающем в себя и учебные, и административные, и общественно-бытовые помещения.
Есть три показателя, характеризующих выполнение государственных гарантий в сфере СПО. Первый – минимально допустимая обеспеченность бюджетными местами в образовательных организациях СПО региона для молодежи в возрасте от 16 до 19 лет. Этот норматив рассчитывается в диапазоне от нижней границы – 15% до верхней – 45%. Верхняя граница свидетельствует о том, что государственные гарантии по обеспечению молодежи бюджетными местами в СПО соблюдаются даже с большим запасом.
Второй показатель – это минимально допустимая доля государственных колледжей, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Он равен 25%. То есть не менее 25% образовательных организаций СПО региона должны быть приспособлены для обучения маломобильных категорий граждан.
И третий показатель – минимально допустимая обеспеченность местами в общежитиях. Этот расчётный показатель составляет 15% относительно общей численности учащихся очной формы.
Тревожные сигналы
И вот что показали результаты исследования. В настоящее время существует 28 регионов, в которых обеспеченность бюджетными местами в образовательных организациях СПО превышает 45%. Однако, если заглянуть в будущее, то, по расчетам ученых, через 5 лет в числе таких успешных субъектов РФ останется только девять, а через 10 лет, если не будут строиться новые здания, всего три – это Архангельская, Тамбовская и Магаданская области. В остальных обеспеченность бюджетными местами снизится, но обеспечит необходимый минимальный уровень доступности системы СПО в регионе.
Кроме того, 56 регионов находятся в середине между нижней и верхней границами (15% и 45%), они обеспечивают государственные гарантии и пока не вызывают беспокойства. В ближайшие 10 лет с учетом демографических прогнозов и образовательной миграции они так и останутся в указанном диапазоне со смещением ближе к нижней границе, равной 15%. Вызывает беспокойство и выделяется из общего ряда Чеченская Республика, которая в настоящий момент не выполняет эти обязательства даже на уровне минимальных нормативов, и если здесь ничего не изменится, то, как считают специалисты, к 2031 году ситуация будет только усугубляться. Как отмечалось выше, в этой республике высока концентрация частных колледжей, но хватит ли денег у населения для оплаты обучения своих детей?
Неблагополучная ситуация может сложиться и в Москве к 2031 году, если там не будет вестись строительство новых объектов системы СПО.
Как известно, столица возглавляет топ регионов, куда направляются самые большие потоки учащихся.
В зону особого внимания также попали три субъекта РФ – Камчатский край, Республика Коми и Ненецкий автономный округ, где доля государственных колледжей, здания которых не приспособлены для обучения инвалидов, ниже положенных 25% от общего числа организаций СПО.
В других 82 регионах, как отмечает Елена Ломтева, это требование соблюдается, в некоторых территориях – с достаточно большим запасом. В их числе – Санкт-Петербург и Ленинградская область (Северо-Западный федеральный округ), а также Амурская, Сахалинская области и Приморский край (Дальневосточный федеральный округ).
Но самую серьезную тревогу вызывает ситуация с доступностью общежитий для учащихся из других регионов: по последним данным, 40 регионов из 85 не выполняют даже минимальные требования в этой части. Лидерами с конца являются республики Северо-Кавказского округа.
«Прежде всего приоритетной задачей должно быть даже не строительство новых колледжей, а общежитий. В противном случае у молодёжи не будет возможности приезжать сюда для обучения», – подчеркнула Елена Ломтева.
Государственные гарантии по обеспеченности местами в общежитиях выполняют только Приволжский и Сибирский федеральные округа, Уральский и Дальневосточный – на уровне минимальных нормативов. Однако если строительство общежитий продолжится такими же темпами, то через 5 лет Приволжский федеральный округ уйдет из числа лидеров. Аналогичные проблемы возникнут через 10 лет в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, и тогда дефицит мест в общежитиях охватит всю страну.
И если интерес к системе среднего профессионального образования будет опережать строительство новых зданий, это станет сдерживающим фактором для образовательной миграции, потому что не у всех семей есть финансовые возможности снимать квартиры для своих детей.