BIG DATA // Статья

Геймификация: как игровой подход помогает в обучении школьников

  • 10 ноября 2023

Геймификация: как игровой подход помогает в обучении школьников
Иллюстрация: blog.talentrocks.ru

Геймификация – использование игровых элементов и механик в неигровой среде – сегодня с успехом применяется в сфере образования. Она позволяет мотивировать учеников, повысить их активность и интерес к изучаемому предмету, в частности при помощи различных интернет-платформ и сервисов. Эксперт по цифровым технологиям в обучении и основатель онлайн-платформы «Образавр» Марат Мавлиев рассказывает, как геймификация помогает в освоении школьной программы.

Как это работает?

В геймификации образования важно, чтобы игровые элементы, о которых мы скажем ниже, были вписаны в контекст и помогали осваивать учебный материал. Для этого необходимо понимать, что такое механика игры и на чем она основана.

Игровая механика – это набор элементов, которые позволяют формировать динамику и отслеживать опыт, получаемый участниками. Она состоит из следующих компонентов.

Цели и задачи. Дают ученикам направление и смысл. Бывают личными, коллективными, краткосрочными или долгосрочными и т.д. Достигнув цели или выполнив задание, можно получить вознаграждение или перейти на следующий уровень.

Правила и действия. Правила регулируют поведение учеников в игровой среде, а также определяют, что ученик должен сделать в игре для достижения результата и победы. Действия могут быть активными, пассивными, разовыми или повторяющимися и т.д.

Награды. Символы признания, которые используются для отметки достижений и прогресса. Это могут быть баллы, кубки, звездочки и т.д.

Рейтинги и лидерство. С их помощью можно сравнить достижения учеников и стимулировать здоровую конкуренцию.

Обратная связь. Ученики должны регулярно получать информацию о достижениях и прогрессе. Она может быть немедленной, отложенной, явной или неявной и т.д. Это мотивирует к продолжению участия в игре и развитию навыков.

Все это позволяет вовлечь школьников в обучение и мотивировать на выполнение заданий. В зависимости от выбранной механики в процессе геймификации используются различные игровые элементы, которые позволяют сделать процесс обучения увлекательным и интересным. К ним относятся, например:

  • викторины – ответы на вопросе в форме соревнования на одну из заданных тем;
  • квесты – ролевые игры, в которой участники выполняют задания и достигают цели;
  • сторителлинг – история, которая рассказывается на простых примерах для лучшего усвоения материала.

Образовательные онлайн-платформы, такие, например, как Образавр, Duolingo, Учи.ру и т.д. активно применяют эти элементы в работе с учениками. Также используются элементы, распространенные в видеоиграх – виртуальные трофеи и валюта, рейтинги, возможность улучшения своего персонажа.

Многие школьники играют в компьютерные игры, и схожесть механик подогревает интерес на ассоциативном уровне.

Также увеличить вовлеченность учеников помогает аналитика и визуализация прогресса (то, чего не хватает при работе с бумажными учебниками) – онлайн-платформы автоматически собирают много полезной информации о работе ученика, например, количество решенных задач за день, среднее время решения примера, в каких вопросах ученик допустил ошибки, на сколько процентов освоен курс и т.п. Такая информация полезна учителю для корректировки образовательного процесса, а ученики испытывают положительные эмоции от чувства выполненной работы.

Преимущества геймификации

Несмотря на технический прогресс, система школьного образования имеет свои проблемы и отстает от времени. Ученики по старинке слушают лекции, выполняют задания, зазубривают скучный материал. Даже во время пандемии, когда начало активно развиваться электронное образование, принципы остались те же: ученик смотрел видеолекцию, конспектировал, выполнял упражнения и домашнее задание. При этом отсутствие контроля со стороны педагогов значительно снизило качество усвоения учебной информации.

Геймификация позволяет подойти к процессу творчески, отыгрывать интересные сценарии и мотивировать на обучение.

Включение в учебный процесс различных задач, отображение достижений и рейтингов заставляет вникнуть в тему и разобраться в предмете. На платформах и в онлайн-приложениях ученикам дают мгновенную обратную связь об их успехах или ошибках. Информация подается в такой форме, что дети с большим удовольствием повторяют узнанное и делают домашние задания. Также геймификация помогает получить практический опыт и в дальнейшем применить его в реальных ситуациях. Это позволяет школьниками активно участвовать в процессе, решать задачи и проблемы, что способствует более глубокому усвоению материала.

Еще одно преимущество геймификации – индивидуализация обучения с учетом потребностей и уровня подготовки.

В играх предусмотрены различные уровни сложности заданий и адаптация материала под разные стили обучения, чтобы каждый школьник мог эффективно учиться.

Недостатки

При всех своих плюсах геймификация имеет ряд минусов. У такого элемента, как награда, может быть побочный эффект. Зачастую достигаторство мешает процессу обучения, снижая интерес к учебе. Некоторые ученики сосредотачиваются на получении наград, а не на формировании навыков или углубленном понимании предмета. Геймификация хоть и делает обучение забавнее и интереснее, но может отвлекать от самого главного – получения знаний.

Высокая конкуренция также может негативно сказаться на эмоциональном состоянии школьника.

Доказано, что погоня за победами и наградами повышает стресс и снижает мотивацию, особенно у тех детей, кто считает себя менее успешным или талантливым.

Поэтому применение геймификации должно быть основано на грамотном и сбалансированном подходе, учитывающем индивидуальные потребности и цели обучения для каждого ребенка. Необходимо регулировать, какие игровые элементы внедрены в образование, отслеживать вовлеченность, и оценивать, подходит ли ученикам эта технология.

Игровые элементы должны не отвлекать от учебы, а дополнять процесс получения и закрепления знаний.

Геймификация – мощный инструмент мотивации и вовлечения учеников в образовательный процесс, но применять его нужно осознанно.

Марат Мавлиев,
основатель и главный программист онлайн-платформы «Образавр»,
эксперт в области EdTech и применении цифровых технологий в обучении

Ссылка на блог

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube