Иной раз думаешь: как мало детства, какая коротенькая молодость! Как же так. Огромным ведь детство казалось! Все огромным было снаружи и внутри! Да и молодость, к тому же с растекающимися нынче границами… Куда все подевалось? Все прожгли!
Но детство и, как минимум, часть молодости как раз и существуют для того, чтобы «прожигать». А после – если повезет, «гореть» до старости. Рефлексии туда же – на потом. Пища для взрослого ума. Порой горькая… если не повезет.
В конце 70-х герой песенки Аллы Пугачевой про волшебника-недоучку, жертву массивной педагогической атаки взрослых горестно восклицал: «Эх, скорей бы взрослым стать – отдохнуть от детства!» Не прожигал детства – «выгорел» в нем. Гениальный поэт-песенник Леонид Дербенев, как всегда, парадоксально и просто ухватил главное. Хочется не просто взрослеть, расширяя «права и возможности», а бежать от такого детства! Это уже взрослое, рано «повзрослевшее» чувство.
Современные дети – другие. От них можно нередко услышать: не хотим взрослеть! Они не столько осознали цену детства, сколько не хотят в этот мир взрослости, к нам с вами. И это тоже рано «повзрослевшее» чувство.
А вот взрослые как раз и не взрослеют. Иначе, детям не хотелось бежать из того детства, условия для которого они обеспечивают. Или наоборот – «откосить» от взрослости, среди прочих страданий, эти условия создающей.
Нас призывали «Станьте, как дети!». Но, похоже, мы только это и расслышали в евангельской мудрости. Вынашиваем и пестуем в себе «внутреннего ребенка» от Эрика Берна, хоть отпуск по уходу бери! И молодыми (молодыми родителям внутреннего ребенка) себя чувствуем. А то и формулу Ахматову припомним: «Талант – это сохранение юности, а гений – детства на всю жизнь». Заодно в таланты и гении себя записали.
И метафора Берна, и формула Ахматовой, несомненно, красивы (Берн еще и терапевтичен). Но что-то с этой красотой мало кто порывается спасать мир.
Или мало красоты? Мало детства? Мало молодости? Мало взрослости? Несгораемой взрослости… Все прожгли? Во всем выгорели?