Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провел независимое исследование оценки эффективности онлайн-образования. Исследователи НИУ ВШЭ разработали методологию, с помощью которой проанализировали достижение образовательных целей пользователями онлайн-курсов. Исследование охватило выпускников Skillbox 12 наиболее востребованных IT-специальностей.
Согласно результатам, 93% опрошенных считают, что онлайн-образование помогло им реализовать поставленную карьерную цель. 84% пользователей, из числа нашедших работу, нашли ее по специальности, которую изучали на образовательной платформе. При этом 85% из числа трудоустроившихся по найму нашли работу в течение 3 месяцев после завершения курсов, тогда как 55% – достигли этого ещё в процессе обучения. Заработная плата у выпускников, нашедших работу в новой профессии, увеличилась в среднем на 38% за полгода после завершения обучения.
Цели прохождения онлайн-курсов
По данным опроса респондентов выяснилось, что основная цель обучения россиян на цифровых образовательных платформах − найти работу в новой профессии, так ответили 66% анкетируемых. 13% начали обучение, чтобы улучшить навыки для работы на фрилансе. 7% хотели найти другую работу, оставаясь в текущей профессии, а 6% − получить новые знания и навыки для развития собственного проекта или бизнеса. Остальные цели обучения, например, получить повышение или перейти на смежную должность, оказались менее распространёнными (менее 7%).
Достижение целей обучения
Объективная оценка (факт по данным пользователей и аналитиков)
К моменту опроса 73% выпускников образовательных программ достигли поставленных карьерных целей, в пределах полугода доля достигших целей составила 65%.
Среди тех, кто хотел найти работу в новой профессии и начал ее поиски, 70% нашли работу к моменту опроса, 65% – в течение полугода после завершения обучения. Большинство (84%), из числа нашедших работу, нашли ее по специальности, которую изучали на образовательной платформе.
При этом 85% из числа трудоустроившихся по найму нашли работу в течение 3 месяцев после завершения курсов, тогда как 55% – достигли этого ещё в процессе обучения. Только 7% выпускникам потребовалось более полугода, чтобы найти новую работу по найму. 78% респондентов в момент опроса продолжали работать в тех компаниях, в которые они трудоустроились в момент обучения или после.
69% выпускников отметили, что в пределах полугода после обучения начали применять новые знания и навыки, полученные в обучении, в работе на фрилансе. 85% респондентов использовали полученные навыки для развития собственного бизнеса. 76% выпускников, ставивших целью улучшить рабочий процесс на текущей работе, отметили, что получили новые задачи и проекты в пределах полугода после завершения обучения.
Субъективная оценка (восприятие пользователями изменений в карьере)
При оценке карьерных изменений, которые произошли с выпускниками после обучения было выявлено, что 74% анкетируемых стали чувствовать себя увереннее, выполняя рабочие обязанности. У 78% прибавилось интересных обязанностей, задач и проектов. 67% отметили, что используют на работе знания и навыки, полученные в процессе обучения, а также ощущают себя частью сообщества людей из профессии, которую они осваивали. 93% опрошенных считают, что обучение на образовательной платформе помогло им реализовать поставленную карьерную цель.
Изменения в заработке у выпускников, достигших целей обучения
Заработная плата выпускников образовательной платформы, которые сменили профессию, повысилась: в среднем при переходе на новую работу их доход стал выше на 22%, а спустя полгода после обучения – на 38%. У тех, кто достиг иной цели обучения (например, увеличения производительности на работе, смены должности или повышения), рост заработной платы через полгода после обучения вырос в среднем на 16%.
Увеличение доходов выпускников происходило вне зависимости от пола, возраста и профиля высшего образования. Различия определялись тем, какой образовательный трек проходили учащиеся на платформе, а также местом жительства опрошенных. Наибольший прирост был выявлен среди респондентов, проживающих не в столичных городах. При этом прирост дохода у выпускников без высшего образования значительно выше по сравнению с теми, у кого оно есть (76% против 33%). То же касается и имевших ранее опыт работы в IT (70% против 35%).
Как проходило исследование
Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования среди пользователей, прошедших 12 образовательных программ Skillbox по популярным направлениям обучения – программирование, маркетинг, дизайн (например таких программ, как «Java-разработчик c нуля (+ командный проект по Java-разработке)», «Графический дизайнер с нуля 2.0», «Интернет-маркетолог с нуля 2020» и другим).
Профиль респондента
База респондентов составила более 1000 человек в России и за рубежом, проходивших обучение в Skillbox в период с 1 февраля 2020 года по 31 октября 2021 года (с момента завершения обучения до начала исследования прошло от 8 до 26 месяцев).
Большинство респондентов (66%) – в возрасте от 26 до 40 лет. 78% – имеют высшее образование (диплом бакалавра/ специалиста, магистра и/или учёную степень). Около половины (47%) имеют образование по инженерным или техническим наукам, около четверти (28%) – в области гуманитарных наук. Около половины (55%) выпускников проживают в крупных городах РФ с населением от 1 млн чел.
Сбор данных, их обработка и подготовка отчёта производились с НИУ ВШЭ.
Объективная оценка:
Расчёт процента людей, которые достигли конкретных карьерных целей, а именно смены работы, повышения или изменения должности, производился следующим образом:
- были выделены выпускники, которые выбрали в начале или в процессе обучения в качестве цели сменить работу, сменить должность, получить повышение, делать свой проект, улучшить навыки для фриланса или улучшить навыки для текущей работы;
- из них были исключены выпускники, которые не начали поиск работы.
Цель обучения считалась достигнутой, если в пределах полугода после завершения обучения 1) выпускники, желавшие сменить работу, находили новую работу; 2) желавшие получить повышение, получили его; 3) желавшие изменения в должности, поменяли должность; 4) желавшие получить навыки для работы на фрилансе, начали их применять; 5) желавшие повысить свою производительность на текущей работе, испытали её повышение; 6) желавшие получить навыки для развития своего бизнеса, начали их применять.
Субъективная оценка:
В качестве субъективных показателей карьерных изменений, произошедших в жизни выпускников после обучения в Skillbox, использовались ответы на вопросы о том, 1) стали ли они чувствовать себя увереннее на работе, 2) стало ли у них больше интересных обязанностей/задач/проектов и 3) ощущают ли они себя частью профессионального сообщества.
В качестве субъективных показателей достижения цели и роли Skillbox в этом использовались вопросы о том, 1) используют ли они в своей текущей работе полученные в Skillbox знания и навыки и 2) помог ли им Skillbox реализовать эти цели.
Данные вопросы были сформулированы в виде утверждений, с которыми респонденты могли выразить степень согласия по 4-балльной шкале от «абсолютно не согласен (-на)» до «полностью согласен (-на)». Респонденты также имели возможность выбрать вариант ответа «Затрудняюсь ответить». Данный вариант ответа не был включён в анализ, поскольку не является содержательным и имеет невысокую наполненность.
О Skillbox
Skillbox – образовательная платформа, которая объединяет ведущих экспертов и практиков рынка, методистов и продюсеров образовательного контента. Платформа была запущена в 2016 году и на сегодняшний день предлагает более 780 образовательных продуктов: курсов дополнительного профессионального образования по разным направлениям, комплексных программ по обучению новым и востребованным профессиям, онлайн-программы высшего и бизнес-образования вместе с крупнейшими университетами страны и корпоративное обучение для бизнеса. Также в компании есть Центр развития карьеры с программами трудоустройства, площадка для вебинаров и Лекторий.
Skillbox работает на базе собственной инновационной платформы (LMS), разработанной для онлайн-обучения, и предлагает самый большой на российском рынке выбор курсов ДПО по разным направлениям – дизайн, программирование, управление, маркетинг, кино и музыка, разработка игр и т.д.
Компания входит в Skillbox Holding Limited – международный образовательный холдинг, в составе которого также GeekBrains, SkillFactory, Mentorama и Lerna (ключевой инвестор холдинга – VK). Холдинг работает с пользователями по всему миру. По итогу второго квартала 2022 года на платформах холдинга зарегистрировано 11,3 млн млн пользователей, из которых 419 тыс тысяч обучаются на платных программах. Холдинг занял первое место в рейтинге крупнейших EdTech-компаний России от РБК и Smart Ranking в 2021 году.
Подробнее на https://skillbox.ru/.
О ВШЭ
Высшая школа экономики – один из ведущих университетов России, научно-образовательный, проектный, аналитический и консалтинговый центр в области экономических, социальных, гуманитарных, физико-математических, компьютерных и инженерных наук, а также коммуникации и дизайна.
В НИУ ВШЭ обучаются более 51 тыс. студентов и аспирантов, реализуются 268 программ высшего образования, 10 направлений профильной подготовки учеников 10-11-х классов в Лицее НИУ ВШЭ и 30 школах Распределенного лицея, а также 157 программ бизнес-образования.
НИУ ВШЭ активно использует право на собственные образовательные стандарты и является пионером в открытии таких программ, как дизайн и коммуникации, бизнес-информатика, урбанистика и др. Одним из первых университет ввел систему майноров, позволяющую строить индивидуальную траекторию, интегрировал онлайн-курсы в образовательный процесс.
Университет входит в тройку ведущих российских вузов по объемам прикладных научных проектов.