Почти во всех классах и кабинетах столичных школ есть акустические проблемы – утверждает команда исследователей, точнее инженеры и педагоги. Учитывая, что устная речь и коммуникация между учеником и педагогом – основа школьного обучения, такая ситуация становится серьезной проблемой образования, и Московский городской педагогический университет предлагает несложные способы ее решения.
Откуда появилась проблема?
Массовое типовое строительство школ началось в 50-х годах, когда появился первый проект четырехэтажной школы серии МЮ архитектора Лидии Степановой. Сейчас примерно половина школ старой Москвы построены по этому проекту без расчетов акустических параметров. Их ремонтировали, перестраивали внутреннюю часть, увеличивая количество классных комнат, затем возводили перегородки обратно, расширяя общие пространства. В середине 60-х появляются новые проекты –например, серия 65-426/1, прозванная «самолетиком». В Москве они строились преимущественно в спальных районах, всего же в городе их примерно 30% от общего количества школ. Вам они могут быть знакомы по фильму «Вам и не снилось», а также первому российскому молодежному сериалу «Простые истины” – обе ленты снимались в школах этого проекта, причем, в сериале зафиксировано редкое здание этого проекта в центре Москвы.
В 90-х появляются панельные школы, распространенные в Солнцево, Бутово, Жулебино.
Одна из авторов исследования, научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Московского городского педагогического университета Екатерина Барсукова отмечает, что в данный момент большинство столичных школьников учатся, а учителей преподает в зданиях, архитектура и дизайн которых не учитывает акустические потребности ни детей, ни и педагогов:
«Мы знаем, что на учителей плохая акустика влияет больше, чем на учеников. Это, в первую очередь, стрессовые условия работы, соответственно, повышается раздражительность. Если в помещении неправильная акустика, то человеку нужно вкладывать больше энергии и силы в голос, значит, утомляемость растет. В постоянном стрессе сложно работать, это сказывается на учебном процессе. Ученикам тоже приходится излишне напрягаться, вслушиваться. От этого страдает и физическое здоровье, и эмоциональное состояние».
Как проходило исследование
Исследование МГПУ проводил совместно с экспертами из МГСУ и инженерами «Акустик Групп». В качестве объектов измерений выбрали три самые распространенные типовые здания школ в Москве, где и рассчитывали время реверберации, так называется процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при многократных отражениях от поверхности. Показатели времени реверберации (за какой период времени звук полностью затухает) сравнили с международными стандартами, опираясь на опыт европейских стран, США, Кореи, Бразилии, СССР.
Акустические измерения проводили методом прерываемого шума для двух положений источника. Основу учебного процесса составляет устное общение, где ученики воспринимают информацию от педагога, поэтому во время измерений ученые отталкивались от возможного местонахождения преподавателя – за учительским столом и перед доской. Приемники расположили в шести разных местах в классе, где обычно сидят ученики.
Результаты исследования
Во всех учебных классах значения времени реверберации находятся выше предельно допустимых значений. Это значит, что школьники могут недостаточно хорошо слышать учителя, либо им приходится значительно напрягаться при этом. Примерно ту же ситуацию можно обнаружить в спортивных залах и рекреациях. В актовых залах двух школ время реверберации ниже рекомендуемых значений, а в школе «самолетике» выше допустимого. По итогам измерений только музыкальные классы и фойе соответствуют акустическим стандартам.
Что с российскими стандартами?
В стране действуют два документа, регламентирующие значения времени реверберации для актовых (СП 51.13330.2011) и спортивных залов (СП 31-112-2004), но требования носят рекомендательный характер. Никаких стандартов для классических учебных классов не предусмотрено. Хотя в России уже можно было бы внедрить акустические аспекты в существующие стандарты и санитарные правила.
По итогам работы ученые пришли к выводу, что школьные здания необходимо ремонтировать с учетом современных акустических стандартов.
Екатерина Барсукова рассказывает, что этого можно добиться при помощи внутренней отделки и заполнения интерьерными элементами:
«Нужно подбирать покрытия и материалы для полов, стен, потолков, мебели в зависимости от функционала кабинета. В пространстве аудитории, где сидят слушатели, материалы должны поглощать звук, а во фронтальной части кабинета, где находится лектор, отражать его. Скажем, использование в отделке помещения акустических панелей, акустического линолеума и других поглощающих звук материалов может кардинально изменить звуковой фон».