Обсуждая школу, мы обычно говорим об образовательной программе – чему и как учить, проверять, измерять... Вспоминая себя в школе, мы за этим туда ходили? Вот сомневаюсь.
Все интересующиеся уже знают, что реформы образования начались еще в 1984 году по инициативе ЦК КПСС, а критика школы звучала еще на 25-м съезде партии в 1976 году из уст ее генерального секретаря – в период пиковых достижений «эпохи застоя». Критика выпускных школьных экзаменов, переходящих во вступительные, была еще более ожесточенная, чем сегодня в отношении ЕГЭ, который тогда, на излете страны Советов, виделся голубой мечтой. Может, не туда копаем? Или не то?
Новая модная тема – «персонализация образования» и тесно связанная с ней проблема образовательной субъектности, способности/готовности учеников к активному образовательному поведению.
Обоснование звучит убедительно – мир изменчивый, непредсказуемый и хрупкий, только активно мыслящий и уверенно действующий субъект может в нем продуктивно ориентироваться и развиваться. Значит, нужна практика. А какая практика субъектности в школе? Образовательная!
Вот только даже на индивидуалистично настроенном Западе потребительская субъектность прекрасно колосится, а образовательная, несмотря на массовые разнообразные попытки ее расшевелить, не торопится. Есть небольшая доля тех, кто с удовольствием и с хорошим результатом в ней живет, а остальные не очень. Вплоть до заметной доли плохо читающих и считающих, что в XXI веке в развитой стране при наличии всех возможностей кажется немыслимым.
Может, и Россия, ударившись в субъектность, больше проиграет, чем выиграет? Может, мы не все аспекты многопараметрической сущности образования отслеживаем? Не на те аспекты образовательного процесса ставку делаем?
Мотивация к обучению
Наиболее распространена модель мотивации «внешняя/внутренняя-позитивная/негативная», которую я называю моделью мотивации пастуха, потому что сам факт наличия в ней «внешней» подразумевает наличие управляющего субъекта. Мне ближе модель мотивации по целям субъекта деятельности: «негативная – соревновательная – позитивная».
Я лично что-то делаю сам, потому что:
- хочу избежать каких-то нежелательных последствий,
- хочу чего-то сопутствующего моим действиям (причастность, награда, честолюбие),
- хочу именно того, что достигается совершаемым действием (продукт действия).
Какая из этих мотиваций работает на обучение в школе? Сколько учеников в классе мечтают научиться решать квадратный трехчлен или анализировать «Войну и мир»? Зачем им это?
Если анализировать исключительно учебные результаты под углом зрения прохождения учебной программы, должны удивлять высокие результаты экзаменов, а не низкие, потому что самая массовая мотивация негативная – избегание отметок, неприемлемых с позиции семьи, и занудства учителей. А негативная мотивация самая низкая по эффективности – огромное количество усилий семьи и педагогов уходит на преодоление сопротивления. Высокие результаты на противодействии стоит считать побочными эффектами школы и думать о более эффективных моделях, ориентированных на интерес. Уже существует опыт мотивированного освоения школьной программы за 2–4 года вместо 10–11.
Более высокая эффективность учения на соревновательной мотивации. Она возникает у тех учителей, которые нравятся ученикам и с которыми они входят в коммуникацию, потому что им нравится процесс.
Исчезающе мало в школе ситуаций, в которых ученик участвует в процессе ради собственно результата учения. Именно на этой мотивации строятся разные модели проектного обучения, проблемно-ориентированного, вопросно-ориентированного, когда удается сформировать личный интерес к объекту изучения. К сожалению, не всегда реальный процесс отвечает идеям метода, соответствует только по формальным признакам.
Любовь к школе
Откуда и почему на выпускных вечерах даже не самых успешных по результативности школ мы наблюдаем совершенно искренние слезы и благодарности? Почему во время карантинов все участники образовательного процесса так сильно начали скучать по очным встречам в классе, хотя раньше радостно убегали на каникулы, устав друг от друга? Что мы упускаем в анализе школы, раз существуют такие эмоциональные проявления? Именно эмоции проявляют более глубокую подсознательную сущность всех явлений.
Тезис 1 (про ученика). Не может быть образовательная программа целью ученика. Цель «сдать экзамен» – может.
Цели типа «хочу быть космонавтом» для мотивации учения за уши притянуты. Не может ребенок удерживать большой горизонт времени и не может связать конкретный трехчлен, бабочку, писателя, формальдегид с умозрительно подсунутой ему ролью взрослого, даже если это его собственный образ, порожденный инфантильным воображением. Потому все и ориентируются на экзамен, что эта цель понятна – и эмоционально, и технологически. Да, она перекрывает цель образования как построения картины мира – для экзамена картина мира не обязательна.
Тезис 2 (про школу). Школьная программа – это повод для коммуникации, а не цель ее.
Школа – это дискотека, куда ходят скорее тусить, чем плясать/учиться. Пляска/учеба – это внешняя структура общения. Если подразумевать в эмоционально важном для учеников общении процессы формирования смыслов, то это общение можно назвать коммуникацией. В отношении школы это чуть более оправдано, чем в отношении дискотеки. Других отличий нет. Такая констатация важна для осознания разных ценностных позиций учителя, ученика и его родителя.
Главная ценность школы – поддержание среды коммуникации. И именно за это школу любят и ценят. Мне безразлично, каким образом, с помощью формальдегида или бабочки, мне помогли пообщаться с прикольной девчонкой. Сам бы я не рискнул подойти. Выучить ради этого формальдегид или частоту крыльев комара – не проблема. Понимает учитель мою реальную цель на этом этапе или его волнует только отметка за формальдегид? Я благодарен Марьванне за такой шанс общения, даже если моя мама знает про формальдегид намного больше и без ошибок. Я лишен возможности такой коммуникации на карантине.
А если Марьванна знает больше и лучше моей мамы, да еще и вокруг нее по этому поводу начинается движуха, грех не потусить со всеми вокруг формальдегида. Тогда появляется кураж самому разобраться в чем-то формальдегидном, чтобы рассекать у всех на глазах и заслужить похвалу Марьванны, ибо она становится коммуникационным центром и ценностным ориентиром тусовки.
Именно в этом радикальное отличие школы от вуза и колледжа. В профессиональном образовании уже нужно ожидать профессиональную мотивацию к результату, хотя и опосредовано, через стремление к занятию социальной роли в профессиональной сфере.
Есть ли место субъектности в сети?
Субъектность – продукт социума, соревнования за место в нем, за лидерство, за ценности. Осознавая роль коммуникации для образования, в поисках мотивации к обучению надо строить продуктивную коммуникационную среду и учитывать коммуникационные особенности всех учеников.
Цифровые технологии дают нам новые возможности организации коммуникации. Значит, освоив преимущества и недостатки разных видов коммуникации, мы можем расширить коммуникационную среду школы.
Можно скучные аспекты, которые нужны для более насыщенной межсубъектной коммуникации, скинуть на «цифру», а вход на активное мероприятие контролировать по уровню готовности. Таким образом, появляется обозримый по горизонтам времени и хорошо мотивируемый доступом к мероприятию стимул подготовительной образовательной деятельности – выход на позитивную мотивацию.
Если мы сознаем главным мотивом образования активную коммуникацию, мы можем образовательные задачи распределить по циклам подготовки и коммуникации. Тогда весь образовательный процесс органично развивается с учетом личных особенностей. И забыть глупые дискуссии о «дистанционном образовании». Образование едино и не зависит от дистанций: дистанционный или очный – это способ общения, коммуникации. Если в коммуникации учтены потребности, особенности, достоинства и недостатки, то и с образованием все прекрасно. Но очная коммуникация более эмоционально насыщена, поэтому без особой необходимости не стоит злоупотреблять дистанционными форматами – нам приятнее прямой контакт во всем диапазоне органов чувств.
Более бытовой вариант этих рассуждений с рефлексией личного опыта опубликован в блоге.