Образовательная политика // Тема дня

Преадаптивная норма как предчувствие


Преадаптивная норма как предчувствие
Иллюстрация: w-dog.ru

«Есть в ощущении нормы какой-то подвох.
И всё-таки ещё страшнее хаос...»
С. Довлатов

На очередном заседании клуба «Норма и деятельность» обсуждалась тема «Школа как преадаптивная норма».

Открывая дискуссию, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский напомнил о том, что в конце 80-х годов участники клубов «Эврика» часто пытались смоделировать школу будущего. Сделать это было сложно, потому что получалось как в русской сказке: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Сегодня, когда суровые реалии, казалось бы, не располагают к размышлениям на эту тему, и гуманитарные вопросы вроде бы должны отойти на второй план, по мнению Александра Адамского, самое время думать о школе будущего, но уже в объединении с идеей преадаптивной нормы, опережающей настоящее время и подготавливающей почву для педагогических инноваций.


«Мертвые» и «живые» нормы дополняют друг друга

Эту позицию разделяет и директор Пушкинского пролицея № 78 г. Набережные Челны Гульнара Гарипова, которая считает, что «дети, которые рядом с нами находятся здесь и сейчас – это наше будущее, и все, чем они наполняются (смыслами, ценностями), они проявят через некоторое время».

И все-таки главной темой ее выступления, выстроенного в философско-метафорическом ключе, были размышления о норме. Точнее, о разнообразии норм и о том давлении, которое они оказывают на современную школу.

«Несоблюдение требований, предъявляемых к педагогам различными структурами, вызывает конфликт, выливающийся в штрафные санкции, в устные порицания, предписания. Случаются курьёзы. Например, получаешь предписание, а оно теряет свою силу до того, как ты его выполнишь. Санкции по итогам проверок можно перевести во фразы “караться будет беспощадно” или “ну давайте подумаем”», – рассказала Гульнара Гарипова.

По ее мнению, эти формальные нормы не противостоят преадаптивной, а сочетаются с ней и дополняют друг друга, как в сказке про мертвую и живую воду: «Сбрызнули Ивана-царевича мёртвою водой, тело его и срослось. Сбрызнули живою водою, и стал Иван-царевич живёхонький».

Школа, как полагает Гульнара Гарипова, это сложный организм, в котором сочетается несочетаемое и совмещается несовместимое: полярные взгляды, индивидуализм и коллективное сознание, учёт временной зависимости событий и строгость дедлайна, непредсказуемость и изменчивость целей и обязательность результатов, предвосхищение конфликтов и наличие пресловутого: «должен против хочу», «надо против не хочу» и в конце концов «нельзя против хочу».

«Все эти противоречия и служат основанием для преадаптивной нормы, которая рождается из запроса на изменение среды через возможные риски и барьеры в ситуации неопределённости, и затем при эффективности созревания нормы возникает преадаптационный порог. И в конце концов происходит рождение этой самой нормы, которая может быть недоношенной, незрелой или отвергнутой, лишней, но в конце концов необходимой для перехода к следующему новому этапу. И это хорошо просматривается в проектной, инновационной, экспериментальной деятельности», – пояснила Гульнара Гарипова.

Не кризисы, не ситуации, а дети меняют мир

Готовясь к выступлению на заседании клуба, Гульнара Ирековна направила своим коллегам – директорам школ Москвы, Ижевска, Набережных Челнов – анкеты, в которых содержались вопросы о проблемах в обучении, воспитании, влиянии внешних вызовов на эти процессы и возможных инструментах выхода или защиты от возникающих сложных ситуаций.

Общее резюме, которое можно сформулировать на основе анализа этих анкет, представляет собой совсем не радужную картину: постоянная смена программ, гонка за показателями, устаревшие методы повышения квалификации, отсюда устаревшие методы обучения детей. Постоянно приходится перестраивать свою работу из-за изменения в обществе и меняющихся требований. Школа не воспитывает, как правильно не бояться неудач, правильно расставлять приоритеты и шире смотреть на мир. Ежегодное переписывание рабочих программ, разрушение лучших традиций советской школы, введение неапробированных технологий. Вопросы вечные: как это случилось? Кто виноват? И что делать?

По мнению Гульнары Гариповой, каждый запросный элемент таблицы – превосходный материал для рождения преадаптивной нормы.

Она убеждена, что не кризисы, не ситуации, а дети меняют мир. Сегодня для себя они готовят взлётную полосу, и центром управления полётом становится школа с ее творчеством, смыслом, ценностями, знаниями и свободным духом. Такова концепция деятельности Пушкинского пролицея № 78, где разработали десять творческих проектов, совокупность которых является источником системных изменений в школьной пространственной среде, в укладе жизнедеятельности школы, в управленческом, социальном и ресурсном компонентах.

Особой гордостью школы является рефлексивный еженедельник первоклассника-пролицеиста «Мир во мне». Он включает в себя преадаптационные процессы изменения учителей и формирования навыков системности критического мышления у детей, в основе которых лежит анализ своих поступков, действий, слов и результатов.

«Это диалог Маленького принца как культурный ход с левитёнком (это наш пролицеист), это конструктор собственной образовательной среды, персональная траектория смысла, это развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок, чтобы социализироваться, должен пройти всё: и смех, и слёзы, и любовь. А иногда дети только и умеют что жаловаться. Так и вырастают потом кляузники», – констатировала Гульнара Гарипова.

Леонардо для крыльев, Пушкин для смыслов, Экзюпери для любви и Тукай для дружбы

В представленной докладчицей классификации преадаптивная норма подразделяется на четыре вида: значимости Человека, значимости События, значимости Времени и значимости Культуры.

Преадаптивная норма проявляется в деятельности обучающихся: например, ритм расписания позволяет упорядочить жизнь, наполнить время содержательными событиями и совместным действием со сверстниками и взрослыми. Разумное сочетание свободы и ответственности позволяет учащимся беречь время, чувствовать его значимость, отвечать перед собой за его использование. Не вина, а ответственность, не бюджет времени, а значимость выходят на первый план.

Норма значимости культуры предполагает, во-первых, погружение в культурный исторический опыт цивилизации, во-вторых, обеспечивает духовное развитие, дарит роскошь человеческого общения, развивает коммуникативные связи, в-третьих, является регулятором поступков поведения людей, и в-четвёртых, служит истине, добру, красоте. В качестве культурных и нравственных ориентиров в Пушкинском пролицее были выбраны: Леонардо да Винчи, Пушкин, Экзюпери и Габдулла Тукай – татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.

«Леонардо для крыльев, Пушкин для смыслов, Экзюпери для любви и Тукай для дружбы. Четыре значимых личности в истории человечества, как примеры для подражания в учёбе, работе, творчестве. Именно их творчество стало в нашем пролицее первоосновой для смыслового и ценностного контента личностно-развивающей образовательной среды с более культурным аспектом», – подчеркнула Гульнара Гарипова.

Поиск, находки, исследования, вечное движение от мира к себе и от себя к миру

Резюмируя сказанное, директор инновационной школы отметила, что питательной почвой для возникновения преадаптивной нормы является энергия многозадачности, которая действует не как разрушительная, а именно как созидательная сила, основанная на инициативе, прорыве и способности к переменам.

Например, цифровая преадаптивная норма предполагает изучение профессиональным сообществом различных видов цифровых приложений для работы в дистанте или в процессе смешанного обучения.

Преадаптивные живые нормы не заключены в границы формальных или догматических канонов и требований. Эти нормы могут работать в сети школ творческой инновационной педагогики, являясь образцом для внедрения и апробации на других образовательных площадках.

Иными словами, школа как преадаптивная норма – это не спонтанно спутанное пространство, где каждая информация вызывает ступор или суету. Это не традиционный набор практик или технологий, это не постоянный учебно-методический комплекс, а поиск, находки, исследования, своевременная ликвидация ненужного, вечное движение от мира к себе и от себя к миру.

Преадаптивная и классическая норма: найти десять отличий

Доктор юридических наук, эксперт в сфере образовательного и финансового права Вадим Чеха проанализировал преадаптивную норму с юридической точки зрения и в самом начале своего выступления заявил, что «в классической юриспруденции понятия «преадаптивной нормы» не существует».

Тем не менее он постарался смоделировать ее теоретические обоснования и возможные варианты применения на практике.

Например, из двух существующих разновидностей норм – правовых и договорных – преадаптивная ближе всего ко второму типу. Если правовая норма устанавливается государственным решением, то договорная – посредством согласования либо государством, либо участниками, в данном конкретном случае образовательного процесса. В этом смысле, по мнению Чехи, принципиально важен вопрос о том, как создается классическая норма. Прежде всего она возникает из осознания общественной потребности, затем на ее основе формируются и планируются инициативы, разрабатывается проект нормативного акта или закона, который затем рассматривается и принимается или отклоняется законодательным органом. В случае положительного решения закон или нормативный акт публикуется в открытом доступе и после этого применяется на практике.

По аналогии с договорной нормой преадаптивная норма как управленческая инновация в образовательной организации тоже проходит несколько этапов от осознания проблемы до поисков инструментов ее решения на основе консенсуса участников процесса. Обсуждение заканчивается проектированием локального акта, нового органа, новой коммуникации, нового управленческого метода и так далее.

Но что касается ее применения на практике, то здесь и возникают основные отличия от установленных в классической юриспруденции норм.

Потому что пока непонятно, как выглядит механизм ее применения, неясна ее общеобязательность для участников образовательной деятельности, а также остается открытым вопрос о наказаниях в случае ее нарушения.

Вадим Чеха сравнил преадаптивную норму с нерожденным ребенком, который уже в зачаточном состоянии обладает правами на наследство.

В качестве примера он привел собственный опыт разработки нормативных актов для эксперимента в МГПУ по организации сетевого образования и оформления правового статуса руководителя этой инновационной программы.

Необходимость преадаптивной нормы в данном случае возникла из противоречия: есть задача сформировать инновационную программу, которая требует привлечения множества разных ресурсов. Однако научный сотрудник, назначенный руководителем проекта, ограничен рамками своей кафедры. Создание гибкой преадаптивной нормы позволило закрепить статус руководителя и дало ему возможность использовать ресурсы других вузовских подразделений.

От желаемого – к реальному, от необязательного – к самоценному

Заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, руководитель Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева задала вопрос: насколько необходима доработка преадаптивной нормы до классической или она может быть ценной сама по себе?

Как пояснил Вадим Чеха, с технологической точки зрения преадаптивная норма является важным, хотя и не обязательным этапом для создания классической юридической нормы. Ценность предаптивной нормы заключается в том, что она уже прошла апробацию, отражает реальную потребность и точно направлена на решение реальной проблемы.

В то же время преадаптивная норма может быть совершенно самостоятельным явлением в сфере образования, которая не предполагает в своем развитии классической юридической нормы, и ее главная ценность – в консенсусе участников образовательных отношений.

«Закон – не единственный источник формализованной нормы. Иногда традиции, привычки, предрассудки составляют основу действий. С другой стороны, Василий Давыдов в своих трудах описывал цель как предельный образ будущего, фактически рассматривая цель как норму деятельности в системе развивающего обучения», – отметил Александр Адамский.

По мнению профессора, завкафедрой образования и педагогических наук Южного федерального университета Александра Бермуса, инновационная позиция – это и есть живая преадаптивная норма образовательной практики.

Он отметил, что такая норма рождается внутри системы, а не за ее пределами.

«Это вопрос выкапывания колодцев, когда внутри существующей реальности обнаруживаются родники. В этом случае норма становится событием, которое зависит от рефлексии норм и традиций прошлого и сегодняшних насущных потребностей. Это сочетание воображаемого, желаемого и реального», – подчеркнул Александр Бермус.

Завершая обсуждение, Александр Адамский сформулировал три важных вывода:
  1. Школа как преадаптивная норма предполагает такой уклад, который весь строится на возможности соотнесения различных норм и развитии этой способности. Такая школа возможна.
  2. Тезис о связи инноваций и преадаптивной нормы как нельзя более актуален в контексте развития и перезапуска сети федеральных инновационных площадок. Но цели и результаты такой деятельности отличаются от ситуации 30-летней давности и нуждаются в переосмыслении.
  3. Тезис о самоценности преадаптивной нормы, высказанный Татьяной Ковалёвой, позволяет рассматривать эту норму не как зародыш, не как предварительный этап большой нормы, а как самоценный механизм, инструмент и материал развития. Что из этого будет дальше, не дано предугадать. Но здесь и сейчас это важно, потому что является основанием, определяющим действие – пусть не большинства, а только части людей, но в этом и смысл момента, дискретность нормы и необходимость строить между ними отношения.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube