Качество образования // Статья

Какие навыки студентов прокачивает заочное высшее образование?

Многие считают заочников «халявщиками»: приходят два раза в год на сессию, платят за экзамены, а потом получают диплом. Так ли всё на самом деле?

Какие навыки студентов прокачивает заочное высшее образование?
Иллюстрация: s6659118.sendpul.se

Почему заочникам зачастую приходится трудиться даже больше, чем очникам, и какие навыки они в себе развивают, рассказала Татьяна Курасова, руководитель программ высшего образования в Skillbox.

Тайм-менеджмент

Заочников вряд ли можно назвать «халявщиками», потому что они совмещают работу с учебой, ведением быта и другими обязательствами. В ответ на вопрос, успевают ли они спать, наши заочники обычно смеются. Но отмечают, что прокачка навыков тайм-менеджмента – их ежедневная рутина.

И если студенту на дневном обучении нужно днем учиться и выполнять домашние задания, а вечером можно гулять и развлекаться с одногруппниками, то заочнику придется забыть о сне до получения диплома или научиться превращать 24 часа в 48. Ему нужно целый день быть на работе, а вечером успеть самостоятельно пройти нужную часть программы, заняться домашними делами и где-то найти время на сон и отдых.

В этом плане наша программа очень удобна: благодаря асинхронному формату обучения, то есть предзаписанному контенту, студенты могут самостоятельно выбирать время на учебу.

«Заочное обучение просто обязывает прокачивать навыки тайм-менеджмента. Например, я начала записывать свою активность по 30-минутным блокам. Ставлю таймер на работу и учебу. Указываю, какой результат хочу получить и через сколько. Чтобы не выгореть, воспринимаю образование как отдых и смену деятельности после работы», – комментирует Татьяна Делиева, студентка первого курса магистратуры МПГУ и Skillbox «Проектирование образовательного опыта».

Самоорганизация и поддержание мотивации

Помимо управления временем и своим эмоциональным состоянием, заочнику придется постоянно контролировать себя: не откладывать выполнение большого количества заданий на один день. Поэтому заочнику необходимо владеть навыками самоорганизации и постоянно поддерживать свою мотивацию, чтобы не выгореть от нагрузки. Кстати, «одновременное жонглирование» несколькими горящими проектами – прекрасный навык будущего проектного управленца.

Коммуникативные навыки

Казалось бы, коммуникативные навыки – это больше про очников: они постоянно общаются друг с другом и преподавателями. Но вот именно заочникам нужно в условиях ограниченных коммуникаций общаться быстро и эффективно. Например, чтобы обсудить с однокурсниками командный проект.

Наши студенты рассказывают, что договариваться и убеждать приходится и на работе. Например, часто бывает нужно объяснить директору или руководителю, что он обязательно должен отпустить своего сотрудника на дополнительные занятия или сессию. Ведь студент учится, развивается на благо компании, а она экономит на повышении квалификации.

Это касается и внеурочной работы, переработок на выходных – приходится быть убедительным и объяснять, что в и без того перегруженный график «воткнуть» что-то дополнительное уже не получится.

Также активно развиваются навыки письменной коммуникации. Общение с однокурсниками, преподавателями на дистанционной заочке происходит не только по видеосвязи и звонкам. Студенты много переписываются в учебных чатах, учатся делать это быстро и сжато. В чате со студентами общается руководитель программы и куратор. Они поддерживают студенческое комьюнити, помогают справляться с трудностями в учебе, отвечают на вопросы и мотивируют. Первокурсники могут пообщаться со студентами старших курсов и вдохновиться их ростом.

Подведем итоги

Большинство работодателей не читают в дипломе, на каком отделении учился кандидат. Во всяком случае, такие выводы мы сделали после общения с нашими студентами. Работодателей больше интересуют специальность и престижность университета. Если устраивают эти два параметра – дальше работодатель изучает портфолио и прикладные навыки специалиста. Поэтому сегодня важно выбирать не тот университет, который позволит освоить только фундаментальные дисциплины, а программу, которая поможет набраться практического опыта. У заочников, которые учатся и работают по специальности, в этом плане также есть преимущества на рынке труда.

«Существует ошибочное суждение, что на программах заочной формы обучения не формируются необходимые на рынке труда компетенции. На самом деле заочная форма обучения отличается от очной лишь тем, что студентам предоставлено больше свободы и больше часов отводится на самостоятельное изучение материала», – Кирилл Богатырев, руководитель программы «Проектирование образовательного опыта» от Skillbox и МПГУ.

Работа по специальности упрощает заочникам освоение дисциплин: зачастую они знакомы с практикой или параллельно осваивают ее на работе, им остается подтянуть теорию. Но в остальном на них ложится огромная нагрузка: им нужно учиться, готовиться к сессиям, параллельно ничего не упускать ни в работе, ни в быту. Навыки тайм-менеджмента, самоорганизации, мотивированности активно развиваются у заочников. Конечно, заочка – сложный вызов, но в будущем он компенсируется быстрым продвижением по карьерной лестнице и выносливостью, толерантностью к нагрузке.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube