Образовательная политика // Тема дня

Перечитывая классиков: от Коменского до Казарновского

Клуб «Норма и деятельность» был создан по инициативе Института проблем образовательных проблем «Эврика» в 2017 году. На его заседаниях ведущие эксперты в области образования ведут дискуссии на актуальные темы, не забывая и об истории педагогики. Ведь корни многих инноваций уходят в глубину прошлых веков. Просто они были переосмыслены спустя столетия.

Перечитывая классиков: от Коменского до Казарновского
Иллюстрация: clubhavana.ru

В рамках летнего лектория «Перечитывая классиков» участникам дискуссии удалось не только перечитать труды классиков педагогики, но и оценить их с точки зрения современности. Вспомним о некоторых наиболее ярких обсуждениях.

Не ортодоксы, а первооткрыватели

Нешуточные споры развернулись вокруг Яна Амоса Коменского. Казалось бы, мы все знаем об этом деятеле далекого XVII века, который создал первые иллюстрированные учебники и обосновал главные дидактические принципы (в том числе наглядность, доступность, природосообразность). Однако в процессе обсуждения выяснилось, что основоположник великой дидактики не прочитан и не понят нами до конца и что в его биографии и даже имени немало загадок, которые нам еще предстоит раскрыть.

Одни эксперты говорили о том, что Коменского пора отправить на свалку истории, поскольку требования к школе, учителю и детям кардинально изменились, другие, наоборот, призывали внимательнее вчитаться в его произведения. Как это сделал академик РАН и РАО Алексей Семенов, который прочитал недавно переведенный труд Коменского «Матетика» и пришел к выводу о том, что выдающийся педагог был первооткрывателем не только деятельностного подхода, но и предвестником гипермедиа.

Первооткрывателем без преувеличения можно назвать и Константина Ушинского.

В одном из своих главных трудов – «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» – он рассматривал педагогику как комплексную науку, включающую основы физиологии (в том числе нервную систему и органы чувств) и психологии (внимание, память, воображение, понимание явлений природы, влияние духовных особенностей человека на мышление). Это стало прорывом для второй половины XIX века.

В СССР интерес к наследию Ушинского появился вскоре после войны, когда было издано первое полное собрание его сочинений. О том, какие из его идей получили развитие в практике советской и современной российской школы, мы подробно рассказываем в этой статье.

От порицания до понимания

Антона Семеновича Макаренко называют самым востребованным российским педагогом во все времена. Он разработал технологию воспитания личности в коллективе, его произведения стали настольными книгами для практикующих педагогов, работающих с трудными подростками. В то же время никто не подвергался таким гонениям при жизни и оголтелой критике после смерти, как он.

Об этом писал в своей книге «Час ученичества» Симон Соловейчик: «Макаренко хвалят, Макаренко ругают, Макаренко хотят понять. Каждый исследователь хотел бы представить “подлинного” Макаренко, но каким он был на самом деле? Одним этот человек кажется простым и понятным, другим – великим и загадочным».

Как ему удалось перевоспитать преступников в тружеников? Чем можно объяснить успех производства знаменитых фотоаппаратов ФЭД в руководимой им колонии им. Дзержинского? Почему книги Макаренко стали настольными для многих предпринимателей? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

В поисках тонких инструментов воспитания

Казалось бы, гуманные взгляды Сухомлинского вызывали меньше споров, чем жесткие позиции Макаренко. На самом деле Сухомлинский тоже подвергался гонениям и травле, а его произведения – строжайшей цензуре.

В мае 1967 года в «Учительской газете» была опубликована статья под хлёстким названием «Нужна борьба, а не проповедь», написанная никому тогда не известным преподавателем Вологодского пединститута Борисом Лихачевым. Началась травля Сухомлинского и другими, уже более известными учеными: Л.Ю. Гординым, В.М. Коротовым. Они обвиняли педагога в абстрактном гуманизме.

Сухомлинский с его «тонкими инструментами воспитания» (такой термин он употребил в одной из своих статей) не вписался в советскую авторитарную эпоху. Но актуальны ли его идеи в наш цифровой век? Мнения экспертов по этому вопросу читайте в статье.

Одним из главных последователей Сухомлинского по праву считается Шалва Амонашвили. Он первым провел эксперимент по обучению в школе шестилеток, по введению безотметочного оценивания и пятидневной учебной недели. Учитель, мыслитель, философ, подвижник идей гуманной педагогики, автор книг «Здравствуйте, дети!», «Вера и любовь», «Баллада о воспитании» и многих других. Его собрание педагогических сочинений включает в себя 20 томов.

В октябре 1986 года он подписал «Манифест педагогики сотрудничества» вместе с Виктором Шаталовым, Софьей Лысенковой, Михаилом Щетининым и другими учителями-новаторами. В этом документе были провозглашены принципы новой педагогической системы, противоположной авторитарной педагогике. Это учение без принуждения, идея свободного выбора, коллективное творческое воспитание, сотрудничество с родителями, личностный подход. В общем, это продолжение идей Сухомлинского на новом историческом этапе.

Когда «Манифест» вышел в свет, он произвел настоящую революцию в обществе. Однако гуманная педагогика не стала массовым явлением в российских школах, и можно с горечью констатировать, что лидирующие позиции заняла педагогика принуждения. Почему это произошло и какой выход из этой ситуации, размышляет Шалва Амонашвили вместе с участниками экспертного клуба «Норма и деятельность».

Глоток свежего воздуха для нового поколения

60-е годы ХХ века стали периодом расцвета новых педагогических идей не только в СССР, где творили Сухомлинский и Амонашвили, но и в мире: сама социально-экономическая обстановка способствовала переоценке прежних ценностей. В странах Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии шел процесс деколонизации; в Европе – студенческие волнения и во многом протестное движение хиппи на фоне борьбы за расовую и гендерную справедливость и ренессанса марксистских идей.

На этом фоне появление книг «Педагогика угнетенных» Паулу Фрейре и «Освобождение от школ» Ивана Иллича было не случайным. Они представили альтернативный взгляд на то, каким должно быть образование. Несмотря на разное социальное происхождение и жизненные обстоятельства (Фрейре занимал руководящие посты в сфере образования Бразилии, после военного переворота в 1964 году был вынужден покинуть родину на 15 лет и преподавал в Гарварде и других зарубежных университетах, а Иллич долгое время был католическим священником и в то же время выступал с лекциями), их педагогические концепции во многом близки.

Оба рассматривают школу как институт порабощения, подавления, принуждения личности, как механизм закрепления социального неравенства. Оба призывают перейти к «ученикоцентричной» системе и «экономике самореализации», от автоматического усвоения информации – к самостоятельному познанию, предлагая альтернативные модели.

«Книги Иллича и Фрейре попадают точно в нерв эпохи. Происходит поворот педагогики в сторону социальной справедливости. Это был глоток свежего воздуха для нового поколения. Поэтому оба автора были признаны суперзвездами», – констатировал основатель Global Education Futures, эксперт Сколковского центра трансформации образования Павел Лукша.

Но так ли ярок свет этих звезд сегодня? В чем заключались их концепции и как они повлияли на развитие образования – об этом читайте здесь.

Ключ без права передачи

Пожалуй, наибольшей интерес нашей аудитории вызвали заседания, на которых своим уникальным опытом поделились известные педагоги-практики: директор московской школы № 109 Евгений Ямбург и руководитель «Класс-центра» Сергей Казарновский. Это очень разные школы, но их объединяет умение найти ключи к самым разным детям и способность решать самые болевые проблемы.

Евгений Ямбург рассказал об одном случае, который произошел в его школе: девочка совершила попытку покончить с собой из-за несчастной любви. Тогда известный педагог предложил ей попробовать свои силы в качестве волонтера в одной из больниц, где лечатся дети с тяжелыми онкологическими заболеваниями. И после общения с детьми, которые борются за жизнь и во время сеансов химии сдают экзамены по нескольким школьным предметам, собственная проблема показалась ей совершенно пустяковой.

По мнению Евгения Ямбурга, в воспитании не должно быть запретных тем, и пуританство здесь неуместно. Как писал великий Януш Корчак, «школа стоит не на Луне», поэтому с детьми надо вести откровенный разговор обо всех проблемах, не исключая тему смерти.

Эту позицию разделяет и Сергей Казарновский. По его убеждению, «педагог – это тот, кто решил и смог посвятить свою жизнь бесконечным разговорам с детьми». Причем эти разговоры должны происходить в неформальной обстановке, а не на официальном собрании в классе или в актовом зале.

В «Класс-Центре» такие обсуждения проходят на так называемых «директорских переменах», на которые собирается вся школа. Какие события там происходят? Почему надо воспитывать не только детей, но и родителей? Почему главный лозунг этой школы – «Нам не все равно»? Об этом читайте здесь.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube