Пирог с ягодами, чесночный хлебушек, сублимированная лапша, рис с кари и шоколадом – кулинарная фантазия студентов безгранична. И чем более разнообразны ингредиенты, нестандартные способы приготовления этих блюд, тем изысканнее они получаются в итоге. Все точно так же, как в проектной деятельности. «Что? При чем тут кулинария и работа над проектом?» – спросите вы. Связь самая что ни на есть прямая. У любого блюда есть основа – в проекте это идея, ингредиенты – ресурсы, способ приготовления – процесс работы, а та самая эмоция гурмана «мммм, как вкусно!» – результат. И результат всегда очень зависим от всех предшествующих этапов и качества компонентов.
А теперь все по порядку.
Как мне пришла идея совместить одно с другим? Случайно на одном из первых занятий в начале сентября со студентами в Молодежном продюсерском центре Мосполитеха, где я веду курс по проектной деятельности. На тот момент идей, которые бы стали проектами, практически не было, или наоборот, было так много, что ребята не могли сформулировать, что именно хотят, какой результат видят и как вообще будет развиваться их проект.
Идеей одной группы студентов было создание телеграмм-канала о студенческой кухне.
Я попросила перечислить блюда, которые они в своих видеороликах будут готовить. Первым оказалось самое популярное у студентов – сублимированная лапша.
Причем кипяток, без которого нам сложно представить это блюдо, имел важное значение. Именно от него и зависел результат. Лапшу можно съесть в сухом виде, но будет ли это вкусно? Да и насыщение будет дольше. А если залить крутым кипятком, то она быстрее станет мягкой и толстой. Если вода будет более низкой температуры, то процесс приготовления будет медленнее и у едока будет возможность не упустить момент превращения сухой лапши в мягкую и толстую. В общем, это была целая философия, понятная только тем, кто живет в студенческом общежитии.
Я внимательно выслушала студентов и спросила: правильно ли я поняла, что именно видеоролики, которые вы будете снимать для аудитории своего канала, и будут тем самым кипятком: без них – контент скучный, длинные и шаблонные – не интересны, а вот угадать тот самый «градус кипятка» – формат видеоролика – и есть фишка проекта? Студенты радостно кивнули головами. Так появилась идея представлять свой проект в виде какого-то блюда, причем очень подробно описывать качество и количество ингредиентов, способы приготовления и так далее.
В данном случае на помощь студентам приходило ассоциативное мышление. А если учесть, что больше половины – это учащиеся творческих направлений: дизайн, журналистика, иллюстрация, книжное дело, то развитие этого типа мышления – один из важных для них навыков. Студенты на том занятии и задолго до него уже были озадачены темой своих проектов и генерили идеи, перебирая их в своей голове. Их мозг уже был занят решением этого вопроса. И череда ассоциаций через кулинарию привела их к решению – формулировке концепции проекта.
«Наше блюдо – это пирог с ягодами и к нему – чай с листом смородины. Пирог – один из известных и доступных рецептов для многих женщин. И наша идея, с одной стороны, проста, но в ней есть своя изюминка. На пироге – сахарная корочка, которая, словно тонкий лёд, ломается и тает, когда кусочек пирога попадает в рот. Наш проект – создание студии рисования, куда будут приходить студенты с разных факультетов и курсов. Благодаря творческой атмосфере и общению за любимым занятием лёд между незнакомыми людьми должен ломаться и таять. Ягоды в пироге всегда разные, как темы наших мастер-классов – это открытка, плакат, коллаж… Чай или изделие, которое создаст гость нашей студии, обязательное и приятное дополнение к пирогу, ой… проекту». Так подробно и вкусно описали свой проект девушки-иллюстраторы 2-го курса.
Наступила очередь делиться рецептом следующую группу, состоящую преимущественно из будущих ИТ-специалистов. «Наш проект – киноклуб “Кинокуб” – это хлеб с чесночным маслом. Хлеб, как и наш киноклуб, создан собственными силами (руками), с любовью и в тепле. Перед тем как поставить хлеб выпекаться, тесто должно подойти. Мы тоже долго думали над темой проекта, ведь мы учимся на технической специальности, а тут придумали очень творческую идею – мы будем смотреть кино, обсуждать его в ламповой атмосфере, писать рецензии, задавать вопросы и отвечать.
Если на столе нет хлеба, обед, каким бы сытным он ни был, все равно пустой, согласитесь? Вот и нам показалось, что чего-то важного в вузе для досуга студентов не хватает: есть настольные игры, книжные клубы, викторины, а кино в том формате, который придумали мы, нет. И третье преимущество нашего блюда-проекта – универсальность. Вот с чем можно съесть хлеб, да еще и чесночный? Да с чем угодно! Гренки к первым блюдам, бутерброд для завтрака, канапе, сухарики… Даже сам по себе он очень вкусный».
Чем дольше студенты описывали свои проекты, тем быстрее росло желание поесть. Да и время обеда уже приближалось.
Образы риса, хлеба, лапши и пирога с чаем, а еще борща, пиццы, воздушных эклеров заставляли генерить новые идеи. Ведь так устроен наш мозг – мы придумываем новое тогда, когда можем отступить от привычного, когда можем мыслить иначе.
Эффективность этого метода мы увидели очень быстро. Росло не только количество, но и качество проектов. Киноклуб «Кинокуб» провел первую встречу студентов-киноманов уже через четыре дня после этого занятия. И теперь каждое воскресенье собирает не менее 50 человек в актовом зале вуза для совместного просмотра и обсуждения фильма. Студия рисования придумала себе имя – «НаТвори!» – и спустя месяц провела первый мастер-класс по коллажу. Заработала студенческая кухня, на которой уже сняты первые видеорецепты.
Если вы хотите довести ваш проект «до ума», сформировать концепцию, увидеть его в перспективе, доставайте кулинарную книгу, включайте ассоциативное мышление и… наливайте чай. Уверена, что очень скоро рядом появится пирог с ягодами.