Правительство утвердило новые правила государственной аккредитации образовательных организаций – соответствующее постановление вышло 14 января 2022 года.
В пресс-релизе кабинета министров отмечается, что новая процедура «снизит административную нагрузку на образовательные организации и позволит им не отвлекаться от своей основной работы». Отмечается, что школы, колледжи и вузы будут проходить процедуру государственной аккредитации только один раз, а выданное свидетельство будет действовать бессрочно.
К каким изменениям следует готовиться образовательным организациям? Действительно ли в связи с введением новых правил снизится их административная и бюрократическая нагрузка? С этими вопросами мы обратились к доктору юридических наук, главному научному сотруднику Федерального центра образовательного законодательства Вадиму Чехе.
– Это постановление регламентирует саму процедуру проведения государственной аккредитации, в том числе в части взаимодействия аккредитационного органа с образовательной организацией. Соответственно, предметом регулирования здесь являются в основном чисто процессуальные моменты, в частности особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации.
А моменты, связанные с ее реальным содержанием, установлены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Принятие постановления правительства также связано с поправками к статье 92 этого закона, вступающими в силу с 1 марта текущего года на основании Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”».
Главное изменение заключается в том, что предметом государственной аккредитации в целом станет не определение соответствия образовательной деятельности ФГОСу, а достижение конкретных аккредитационных показателей, которые в применении к школе уже разработаны и утверждены, в частности, приказом Министерства просвещения от 29 ноября 2021 года № 868.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года, также как и упомянутые выше поправки к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
– Можно ли назвать это изменение положительным?
– С одной стороны, его можно оценить положительно, потому что показатели представляют собой более или менее законченный перечень для осуществления процедуры. Дело в том, что Стандарт был сформулирован не очень конкретно: в нем содержались требования к условиям, к результатам, к структуре образовательных программ, которые во многом допускали возможность широкого толкования.
В новом варианте (как мы надеемся) аккредитационная экспертиза будет более предметной, и образовательная организация при таком подходе будет больше защищена.
Но, с другой стороны, возникает вопрос, почему четкие показатели нельзя было включить во ФГОС и зачем вводить дополнительный элемент регулирования – аккредитационные показатели, которые к тому же утверждаются приказом министерства. Более того, Стандарт включен в перечень аккредитационных показателей в применении к школам в упомянутом мною приказе, например в части соответствия структуры и содержания образовательных программ начального общего образования требованиям, установленным ФГОСом. То есть ФГОС остаётся как элемент системы регулирования, просто он оттеснён на задний план другими нормами. Это первое и главное фундаментальное изменение.
Второе связано с тем, что новые правила более подробно урегулировали вопрос проведения аккредитационной экспертизы. В частности, уточнены обязанности члена экспертной группы, что, безусловно, хорошо, потому что это делает более прозрачной процедуру и создаёт ситуацию, при которой образовательная организация знает, чего ждать от конкретного эксперта и как он будет действовать. Ранее такого рода вопросы регулировались актами более низкого уровня, чем постановление правительства.
Кроме того, сформулированы подходы к регулированию статуса руководителя экспертной группы более подробно, чем это было ранее.
Третье. С точки зрения процесса государственной аккредитации указаны новые элементы, которые необходимо учитывать при проведении государственной аккредитации, в том числе сведения о результатах мониторинга в системе образования.
– Действительно ли введение новых правил облегчит административную и бюрократическую нагрузку на образовательные организации?
– В данном случае, по-видимому, ставилась задача, с одной стороны, облегчить процесс аккредитации с точки зрения бумажной нагрузки, поскольку конкретные аккредитационные показатели сами по себе должны сформировать ситуацию большей степени предсказуемости процесса аккредитационной экспертизы и минимизировать издержки на сбор подтверждающих документов. С другой стороны, очевидно желание уйти от негативного эффекта, связанного с расплывчатостью требований ФГОСов к образовательной деятельности.
– Выступая на круглом столе «О проблематике избыточной отчетности и бюрократической нагрузки учителей» Вы сказали, что процедуру аккредитации можно вообще отменить, поскольку она дублирует другие контрольно-надзорные мероприятия. Почему Вы придерживаетесь такой позиции?
– По моему глубокому убеждению, государственная аккредитация действительно может быть заменена общественной и профессионально-общественной, когда педагогическое сообщество и все иные участники, предъявляющие запросы на образование определенного качества, сами решают, что им нужно, какие показатели качества образования приоритетны и, соответственно, по каким критериям выстраиваются рейтинги образовательных организаций. В этом смысле государственная аккредитация действительно дублирует по своему содержанию и назначению процедуры государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Также по своему содержанию государственная аккредитация во многом дублирует процедуру лицензирования, когда осуществляется своеобразный выпуск на рынок образовательной организации и она получает лицензию, дающую ей право вести профильную деятельность.
При этом проверяется соответствие образовательной организации установленным нормам.
При наличии проблем в образовательной организации действует система контроля (надзора), в том числе в виде проверок деятельности образовательной организации на соответствие требованиям, установленным ФГОС и другими нормативно-правовыми актами. В данном случае соблюдение образовательной организацией аккредитационных показателей тоже должно выступить предметом контроля (надзора). Процедура контроля и надзора в сфере образования предполагает возможность наложения соответствующих санкций, в частности, запрета приема в образовательную организацию полностью или частично сроком на один год. Также орган по контролю (надзору) может возбудить дело об административном правонарушении и дело об аннулировании лицензии, а также приостановить действие лицензии на образовательную деятельность.
В этом смысле, конечно, процедура государственной аккредитации вызывает вопросы с точки зрения ее целей и задач в системе государственной регламентации образовательной деятельности.
– В новых правилах сказано, что свидетельство об аккредитации действует бессрочно. Но если на каком-то этапе образовательная организация нарушает установленные требования, ее могут лишить аккредитации?
– Действительно, изменения, внесенные в статью 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предполагают, что выданное при принятии решения аккредитационным органом свидетельство о государственной аккредитации действует бессрочно, за исключением свидетельств, выданных иностранным образовательным организациям, расположенным за пределами территории Российской Федерации. Это, безусловно, возможно охарактеризовать как положительное изменение, хотя и ранее срок действия свидетельства о государственной аккредитации составлял достаточно длительный период (12 лет в отношении школ).
В предлагаемой системе регулирования также сохраняется такая санкция, как лишение образовательной организации органом по контролю (надзору) государственной аккредитации при повторной выдаче предписания об устранении нарушений.