Цифры заболеваемости коронавирусом в начале наступившего нового года растут скачкообразно. Согласно данным, на 17 января выявлено 30 276 случаев заражений, что на 1046 больше по сравнению с 16 января и на 3097 – по сравнению с 15 января.
Самое большое число инфицированных в Москве – 7529 случаев, еще два дня назад этот показатель составлял 5490.
Мэр Москвы Сергей Собянин связывает столь стремительный рост с новым штаммом коронавируса SARS-CoV-2 «омикрон».
Новая разновидность вируса охватила уже более 40 российских регионов, вирусологи отмечают и увеличение числа заболеваний среди детей.
Госдума пока не планирует введение полного локдауна из-за «омикрона», однако быстро ухудшающаяся эпидемиологическая ситуация может подтолкнуть правительство и главы регионов к более решительным мерам. В том числе и к введению дистанционного обучения в школах.
Мы хорошо помним, какие затруднения вызвала новая форма обучения, как велико было недовольство родителей.
Все это в полной мере отражено в социологических исследованиях, проведенных НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГУ.
Мы решили спросить специалистов о том, насколько реальны перспективы введения онлайн-обучения и повысилась ли готовность российских школ к очередной волне дистанта.
Анатолий Каспржак, научный руководитель российского проекта «Школьный барометр», профессор НИУ ВШЭ:
– Конечно, сейчас значительная часть школ существенно больше готова к переходу на дистанционное обучение, чем в 2020 году, хотя я не очень уверен, что мы полностью перейдём на этот формат. Скорее всего, это будет гибридное обучение, которое введут дифференцированно. Объясню, почему.
Дмитрий Кулагин, директор Центра информатизации образования Калининградского областного института развития образования:
– О цифровой трансформации школ говорить еще очень и очень рано, однако происходящая информатизация образования как раз работает на общую задачу. Но есть проблемы, которые необходимо решать в первую очередь.
Светлана Новикова, младший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС:
– Проведённое ранее сотрудниками Академии исследование позволило выявить реализованные практики при дистанционном обучении в период ограничительных мер, а также проблемы, с которыми столкнулись учителя и учащиеся в рамках нового формата.
В качестве основных проблем учителей были обозначены: рост объёма педагогической работы, увеличение продолжительности рабочего времени (что отметили 56,2% от числа опрошенных учителей), технические проблемы (55,3%), а также увеличение времени на подготовку к урокам и проверку домашнего задания (50,6%).
Сергей Заир-Бек, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского:
– Опыт первой волны пандемии показал, что многие из них отождествляют дистанционный режим с лекционным, превратившись фактически в «говорящие головы», а для нормального школьного обучения это категорически неприемлемо.
Необходим диалог с учениками в сочетании с индивидуальной поддержкой каждого. И многие педагоги оказались не готовы не потому, что они лично не умеют, а потому, что вообще эти технологии работы на сегодняшний день пока ещё не очень развиты.