ФИП // Тема дня

Федеральные инновационные площадки объявлены точками роста

10 сентября состоялся вебинар для организаций-соискателей, подающих заявку на присвоение в 2022 году статуса федеральной инновационной площадки.

Федеральные инновационные площадки объявлены точками роста
Фото: blog.thecenterforsalesstrategy.com

Напомним, что в декабре прошлого года Министерство просвещения приняло решение о ликвидации действующей сети ФИП и о перезапуске их деятельности в новом формате. В этом году уже прошла первая волна конкурса на присвоение статуса ФИП, который получили 19 образовательных организаций из 156. Их список был утвержден приказом Министерства просвещения № 515 от 03.08.2021 года.

3 сентября был объявлен новый конкурс на присвоение статуса ФИП, деятельность которых начнется в следующем 2022 году. Цель организаторов вебинара состояла в разъяснении задач участников и деталей составления конкурсных заявок.

В своем вступительном слове заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Максим Костенко охарактеризовал федеральные инновационные площадки как новые точки педагогической активности, которые мотивируют школьников, делают образовательную деятельность интересной для всех участников и значимой для всей системы образования.

Он подчеркнул, что инициативы ФИП должны быть синхронизированы с государственными задачами, такими как: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, воспитание социально ответственной личности и другими, которые отражены в важнейших документах.

В их числе – указ президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; государственная программа «Развитие образования» на 2018–2025 годы; Национальный проект «Образование».

Операторами проекта стали Институт управления образованием (ИУО) РАО, где создан отдел развития инновационной инфраструктуры в сфере образования.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» и советник и.о. директора Института управления образованием РАО Александр Адамский подчеркнул, что сейчас «мы переживаем этап обновления сети ФИП, когда обсуждаются параметры участия, критерии отбора, основные направления деятельности этих организаций – и все это на основе рефлексии авторов инициатив».

В своем докладе он представил основные этапы возникновения федеральных инновационных площадок – от первых авторских школ и «Манифеста педагогики сотрудничества» в конце 1980-х до настоящего времени. Первое Положение о Федеральных экспериментальных площадках было издано в 1997 году за подписью министра общего и профессионального образования Владимира Кинелева, вторую итерацию документ получил в 2004 году при министре образования и науки Андрее Фурсенко.

Однако во все периоды своей деятельности, как бы ни назывались федеральные площадки – инновационными или экспериментальными, – они, по словам Александра Адамского, оказывали существенное влияние на образовательную политику в стране.

Во многом на основе их опыта велась разработка первого Закона «Об образовании» в 1992 году, апробировались новые механизмы в приоритетном национальном проекте «Образование» 2005–2010 годов.

Но с 2017 года были отмечены признаки формализации в работе ФИП, наступил определенный кризис, который разрешился, как уже упоминалось выше, приказом Минпросвещения об их перезапуске. Соответственно были пересмотрены критерии присвоения статуса, главным из которых стала актуальность и значимость инновационных проектов не только для данной организации, но и для государственной образовательной политики в целом.

Кроме этого, важно учитывать и передовые международные тенденции в образовательной политике, такие как гибкость и эффективность управления, равноправие в доступе к качественному образованию, новое содержание и технологии.

Второй по значимости критерий связан с возможностью масштабирования опыта, наработанного ФИП. Последние должны стать стажировочными площадками для повышения квалификации педагогов и управленцев, исследовательской базой для педагогической науки, местом для апробации нормативно-правовых актов.

«Инновационная деятельность должна стать прообразом всей системы образования как в нормативном, так и в содержательном плане, поэтому результаты деятельности ФИП должны быть представлены в удобном для анализа цифровом формате», – подчеркнул Александр Адамский.

В перспективе планируется включить ФИП в образовательные программы педвузов и расширить количество участников из сферы СПО – пока еще они составляют лишь чуть более 10% от общего списка площадок. Самая значительная доля (порядка 80%) приходится на детские сады и школы.

В тематике направлений деятельности, выбранных ФИПами, больше половины (54%) связаны с содержанием образования, 21% – с цифровизацией, а самая малая доля – по 3% – приходится на образование и бизнес, а также на неформальное образование.

По словам главного специалиста отдела развития инновационной инфраструктуры в сфере образования ИУО РАО Романа Селюкова, участникам конкурса важно не только заявить идею (проблему), но и выявить существующие в ней противоречия и способы их решения, оценить риски и пути их преодоления.

Он отметил, что «риски, перечисленные авторами проектов – участниками предыдущего конкурса, часто были оторваны от жизни и сформулированы абстрактно».

«Это свидетельствует о том, что авторы инициатив недостаточно четко видели конкретные шаги, которые надо проделать для реализации проектов, и риски, связанные с выходом за пределы нормы. Мы рекомендуем не придумывать риски, а четко просчитать их», – сказал Роман Селюков.

Кроме того, он обратил внимание участников на то, что в заявке надо четко указать наименование организации, место ее нахождения и контакты – в противном случае заявка будет автоматически отклонена.

Подробно, пошагово о технических нюансах заполнения конкурсных заявок рассказала в своем выступлении главный специалист отдела развития инновационной инфраструктуры в сфере образования ИУО РАО Ольга Устюгова. Все эти алгоритмы отражены на сайте.

Индивидуальную техническую поддержку можно получить по телефону +7 (499) 520-98-90 или по электронной почте support@fip.expert.

Обсуждение темы федеральных инновационных площадок продолжится на межрегиональной конференции «Эврика-Авангард» 29–30 октября.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube