Аналитика // Статья

Ключевые события прошедшей недели

Что произошло в образовательной политике с 27 июня по 4 июля: хронология и прогнозы.

Ключевые события прошедшей недели
Иллюстрация: goviral.com.au
  • Президент России Владимир Путин подписал на этой неделе сразу несколько изменений и дополнений в действующие федеральные законы в сфере образования. Поправки позволят: бесплатно получать россиянам второе высшее образование по творческим специальностям, зачислять в одну школу или детский сад родных братьев и сестер – независимо от их прописки, школам не разрабатывать учебно-методическую документацию в случае использования типовых учебных программ.
  • Премьер-министр РФ Михаил Мишустин освободил Ярослава Кузьминова от должности ректора Высшей школы экономики (ВШЭ) по его просьбе. Новым ректором Высшей школы экономики назначен Никита Анисимов, ранее руководивший Дальневосточным федеральным университетом.
  • Новым президентом Российской академии образования избрана академик РАО, доктор исторических наук, профессор Ольга Юрьевна Васильева.
  • Ученым советом Московского государственного педагогического университета было принято решение присвоить депутату Госдумы, первому заместителю председателя Комитета по образованию и науке академику РАО, профессору ОмГПУ Олегу Смолину звание почетного профессора.
  • Депутат Госдумы, член комитета по образованию и науке Михаил Берулаев анонсировал серьезные изменения в системе образования и начало масштабной работы по улучшению качества обучения в российских школах и колледжах.
  • Министерство просвещения запустило обновленный мониторинг: в регионах повышается контроль за закупками и ходом работ по образовательным программам и проектам. По итогам второй недели обновленного мониторинга Минпросвещения количество регионов с критическим темпом закупок и работ по образовательным программам сократилось на треть.
  • Результаты, сопоставимые с прошлыми годами, показали участники ЕГЭ по обществознанию в 2021 году. Об этом сообщает Рособрнадзор.
К сожалению, появилась информация о том, что уже с будущего учебного года в школах некоторых регионов отменили деление классов на небольшие группы на уроках иностранных языков и информатики, и впредь эти предметы будут изучаться там целым классом. Данное изменение вызвало серьезную тревогу и множество вопросов у педагогов и родителей.

В 2022 году в России должна быть запущена единая платформа, на которой абитуриенты смогут дистанционно пройти дополнительные испытания (ДВИ) при поступлении в вузы.

В Калининградской области стартовала профориентационная школа «Ориентир-2021». Проект уже несколько лет является победителем конкурса президентских грантов.

Более 700 вузов будут задействованы в мероприятиях Всероссийского студенческого выпускного, который пройдет 10 июля. В этом году событие посвящено Году науки и технологий, а организуют его Минобрнауки и АНО «Россия – страна возможностей».

Продолжаем следить за важнейшими событиями образовательной политики вместе с вами.

1. Официальные новости

Хронология ключевых событий в анализируемый период

2.07 Президент России Владимир Путин подписал закон, позволяющий россиянам бесплатно получать второе высшее образование по творческим специальностям. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации в пятницу.

Закон фиксирует право граждан РФ, уже имеющих высшее образование, поступать в определенные правительством федеральные вузы на программы творческих направлений за счет бюджетных средств. В настоящий момент россияне имеют право на бесплатное получение лишь первого высшего образования.

В пояснительной записке к закону отдельно отмечалось, что в случае его принятия граждане с высшим образованием смогут на конкурсной основе получить не только второе, но и последующее высшее образование по творческим профессиям за счет бюджетных средств.

2.07 Президент Владимир Путин подписал закон о зачислении в одну школу или детский сад родных братьев и сестер – независимо от их прописки. Закон вносит изменения во второй пункт 54 статьи Семейного кодекса РФ. Напомним, до сих пор норма звучала так: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение…в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры».

В соответствии с законом, теперь во втором пункте 54 статьи Семейного кодекса будет написано: «Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение… в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные или неполнородные брат и (или) сестра».

2.07 Бывший ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

3.07 Премьер-министр РФ Михаил Мишустин освободил Ярослава Кузьминова от должности ректора Высшей школы экономики (ВШЭ). Соответствующее распоряжение опубликовано в субботу на портале правовой информации.

«Освободить Кузьминова Ярослава Ивановича от должности ректора федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по его просьбе», – говорится в документе.

Кузьминов, возглавлявший ВШЭ с 1992 года, ранее принял решение уйти с поста ректора. Он избран научным руководителем вуза. Новым ректором Высшей школы экономики назначен Никита Анисимов, ранее руководивший Дальневосточным федеральным университетом.

4.07 Закон, разрешающий школам не разрабатывать учебно-методическую документацию в случае использования типовых учебных программ, подписан президентом РФ Владимиром Путиным. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Президент утвердил изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации», которые разрешают образовательным организациям использовать типовой учебный план и программу воспитания.

«При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается», – поясняется в документе.

2. Развитие инфраструктуры образования. Реализация образовательных программ

Хронология ключевых событий в анализируемый период

27.06 Депутат Госдумы, член комитета по образованию и науке Михаил Берулаев в интервью URA.RU предсказал серьезные изменения в системе образования. По его словам, в России уже в ближайшее время начнут масштабную работу по улучшению качества обучения в школах и колледжах.

Он отметил, что отправной точкой станет избрание президента Российской академии образования, которое состоится 30 июня. Берулаев заявил, что в последнее время были ослаблены такие направления, как актуализация познавательных способностей, а также развитие самостоятельной работы и мотивации.

«Мы, педагоги, должны соревноваться, а это очень сложно. Но возможно. Мы должны делать упор на образцы для подражания для молодежи, создавая через телевидение, через интернет образцы для развития и становления личности», – пояснил парламентарий.

Депутат также отметил, что в настоящее время в образовательной отрасли совершают много ошибок. По его мнению, нововведения должны находиться внутри системы образования, а не быть оторванными от нее. Берулаев также выразил надежду на улучшение ситуации.

Ранее стало известно, что Минпросвещения РФ хочет ввести новый уровень образования, предусматривающий сокращение сроков обучения по рабочим специальностям в колледжах до двух лет, а по более технологичным – до трех.

30.06 Министерство просвещения запустило обновленный мониторинг: в регионах повышается контроль за закупками и ходом работ по образовательным программам и проектам. Цель – не допустить срывов строительства новых детсадов, школ, и поставок оборудования в школы. Прежде всего, речь о мероприятиях в рамках нацпроекта «Образование». Мониторинг будет еженедельным.

Счетная палата дала рекомендации по расчетам стоимости строительства.

Для регионов подобная мера не в новинку: за тем, как идут стройки и закупается оборудование, министерство следило и раньше. Но теперь все строже: будет учитываться специфика полного цикла работ, начиная с самого начала – прогнозирования расходов.

Почему сместили «фокус»? Уже первый «срез» нового мониторинга, прошедшего с 20 по 29 июня, показал: у регионов есть проблемы. Так, во втором квартале 2021 года лишь 64% от запланированных субъектами средств были фактически использованы. В 35 регионах менее 50% запланированных ранее средств было пущено в работу. Такое низкое качество прогнозирования потребностей может привести к срыву сроков выполнения национальных проектов.

Кроме того, как сообщили в Минпросвещения, ведомство регулярно под различными предлогами получает от регионов отзывы заявок, поданных раннее.

Руководителям региональных органов управления образованием уже направлено письмо о недопустимости срыва работ по нацпроектам. По отдельным субъектам уведомление направлено в адрес глав регионов.

1.07 Как стало известно «МК», уже с будущего учебного года в школах некоторых регионов отменили деление классов на небольшие группы на уроках иностранных языков и информатики, и впредь эти предметы будут изучаться там целым классом. В школах объясняют нововведение отсутствием средств. Родители и учителя волнуются. А эксперты теряются в догадках: идет ли речь о бурных водоворотах локальных финансовых потоков или о пробном шаре с последующим переводом на эту модель всей отечественной школы со всеми вытекающими последствиями?

В Министерстве образования Приморского края сообщили, что «разделение классов на подгруппы при изучении отдельных учебных предметов никакими нормативными документами не предусмотрено», хотя «при наличии необходимых финансовых ресурсов (т. е. возможности увеличить затраты на оказание образовательных услуг) деление классов на подгруппы, безусловно, может являться одним из условий повышения эффективности учебных занятий».

2.07 По итогам второй недели обновленного мониторинга Минпросвещения количество регионов с критическим темпом закупок и работ по образовательным программам сократилось на треть. Обновленный мониторинг, прежде всего, показывает насколько эффективно тот или иной регион работает с планированием и кассовой реализацией бюджетных денег на дальнейшее строительство новых детских садов, школ и иной образовательной инфраструктуры, а также широкого набора иных работ в рамках образовательных проектов.

За прошедшую неделю количество регионов в «зеленой зоне» увеличилось с 22 до 35 субъектов. Это те регионы, в которых идет плановая работа не менее чем с 85% средств, которые ими были запрошены ранее из федерального бюджета.

Критическая «красная» зона мониторинга – там, где данный показатель не превышает 25%, также имеет позитивную динамику и сократилась с 13 до 10 регионов.

Этот мониторинг, запущенный ранее по исполнению поручения Правительства, ведется и продолжится на регулярной основе под личным контролем Министра просвещения Сергея Кравцова.

Наиболее проблемными регионами остаются:

Астраханская, Курганская, Тверская, Воронежская, Сахалинская, Иркутская, Ростовская области, а также Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика и Еврейская автономная область.

3. Оценка качества образования (ЕГЭ/ВПР/олимпиады/результаты исследований)

Хронология ключевых событий в анализируемый период

1.07 Результаты, сопоставимые с прошлыми годами, показали участники ЕГЭ по обществознанию в 2021 году. Об этом сообщает Рособрнадзор.

В основной срок 15 июня этот предмет сдавали почти 307 тысяч человек. Это второй по популярности предмет по выбору после профильной математики.

Средний тестовый балл по обществознанию практически не изменился – 56,4.

29265 участников показали на ЕГЭ по обществознанию высокий результат: от 81 до 100 баллов. 100-балльниками по этому предмету в 2021 году стали 318 человек.

Не преодолели минимальную границу в 42 тестовых балла около 18% участников.

«Нынешние выпускники лучше ориентируются в правах и свободах человека и гражданина. При этом почти четверть из них не понимают таких основ конституционного строя РФ, как социальное государство, идеологическое многообразие, светское государство», – заявили в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ).

Самая распространенная ошибка при выполнении заданий с политико-правовым контекстом связана с неразличением назначения и функций законодательной и исполнительной властей.

4. Профессиональное образование и наука. Приемная кампания

2.07 Временно исполняющим обязанности ректора федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» назначен Владимир Шевченко.

Согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Владимир Шевченко вступает в полномочия с 3 июля 2021 года. Нового врио ректора НИЯУ МИФИ представили 1 июля на заседании ученого совета университета.

Владимир Шевченко в 1996 году с отличием окончил МИФИ. Более десяти лет проработал в Курчатовском институте, а также в ведущих ядерных центрах Европы: Гейдельбергском и Утрехтском университетах, на Большом адронном коллайдере в Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) в Женеве.

Он работал как теоретик в области физики сильных взаимодействий.

2.07 Ученым советом Московского государственного педагогического университета было принято решение присвоить депутату Госдумы, первому заместителю председателя Комитета по образованию и науке академику РАО, профессору ОмГПУ Олегу Смолину звание почетного профессора, сообщает пресс-служба Омского государственного педагогического университета.

Во время торжественного мероприятия Олег Смолин подчеркнул, что именно в МПГУ он защищал докторскую диссертацию и проводил лекции.

«До сих пор я был почетным профессором трех омских вузов, трех московских, одного питерского. Но все же быть почетным профессором первого среди всех педагогических вузов страны – это очень большая честь. Благодарю ученый совет и надеюсь, что еще поработаем на педагогическое образование моей страны», – отметил Олег Смолин.

Накануне Олег Смолин был удостоен грамоты президента Российской Федерации.

3.07 Министр науки и высшего образования Валерий Фальков ответил на самые разные вопросы о приемной кампании в вузах, – в том числе и об увеличении количества заявлений.

4.07 В 2022 году в России должна быть запущена единая платформа, на которой абитуриенты смогут дистанционно пройти дополнительные испытания (ДВИ) при поступлении в вузы.

Это будет единое мобильное приложение с доступом ко всем образовательным сервисам, которые необходимы современному студенту.

Анонс разработки приложения сделал глава Минцифры РФ Максут Шадаев на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства.

3.07 Более 700 вузов будут задействованы в мероприятиях Всероссийского студенческого выпускного, который пройдет 10 июля. В этом году событие посвящено Году науки и технологий, а организуют его Минобрнауки и АНО «Россия – страна возможностей». Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал о мероприятии:

«Мы с вами свидетели, более того – авторы зарождения новой традиции. В прошлом году мы провели первый общероссийский выпускной для студентов, который транслировался в прямом эфире на Первом канале. В этом году праздник будет еще ярче и масштабнее, как в онлайн, так и в офлайн формате. Самые достойные выпускники, отличившиеся за годы учебы, смогут принять личное участие в мероприятиях в Москве, для всех студентов запланированы интерактивные мероприятия».

4.07 Сегодня вузы активно внедряют различные изменения, чтобы готовить специалистов, востребованных на рынке труда. Поэтому мнение работодателей ценится, а советы воплощаются в образовательных программах. Вот какие они видят тренды в высшем образовании:

1. Увеличение роли цифровой индустрии в образовательном процессе.

«Вузам придется соперничать с многочисленными коммерческими онлайн-платформами. Но на стороне учреждений — опытные преподаватели, сильные научные школы и многолетний опыт», – считает исполнительный директор IPR MEDIA Сергей Иванов.

2. Разумный баланс между учебой и практикой.

3. Потеря позиций профильного образования.

«Это результат того, что все больше компаний самостоятельно организуют обучение для своих сотрудников, „затачивая“ их под себя и свои требования, и не рассчитывают на то, что сразу со студенческой скамьи получат абсолютно готового специалиста», — рассказывает старший консультант направления HR, Legal, Office Support международной рекрутинговой компании Hays Екатерина Котова.

4. Переход от кафедрального образования к системе академических программ и школ.

5. Гибридизация дистанционных и очных технологий.

6. Рост запроса на soft skills.

7. Agile-подход к образованию.

Образовательная программа должна работать как конструктор. У студентов должна быть возможность, отучившись какое-то время, кардинально сменить направление.

5. РАО

Хронология ключевых событий в анализируемый период

Сегодня, 30 июня, состоялось общее собрание членов Российской академии образования, в программу которого был включён вопрос о выборах президента Академии и довыборы в органы управления РАО. Новым президентом Российской академии образования избрана академик РАО, доктор исторических наук, профессор Ольга Юрьевна Васильева.

Выборы состоялись путем тайного голосования с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней, с применением электронных средств подсчета голосов, аналогичных используемым в общероссийских выборах, проводимых Центризбиркомом РФ. Кандидатура Ольги Юрьевны Васильевой была выдвинута инициативной группой членов Академии и поддержана бюро отделений Российской академии образования. Вновь избранного президента Российской академии образования Ольгу Юрьевну Васильеву поддержали 67% членов РАО.

В своем выступлении вновь избранный президент Академии Ольга Юрьевна Васильева поблагодарила коллег за оказанное доверие и подчеркнула, что обсуждение будущего развития Академии будет иметь место как на заседаниях бюро отделений РАО, так и во время традиционных совещаний президиума Академии.

«Происходящие сегодня изменения формируют новые вызовы, на которые Академия должна очень точно и быстро реагировать. Это касается сферы задач, которые ставит жизнь и государство и общемировых тенденций педагогической науки и практики. Сегодня, Академия должны активно заявить о себе, как о главной организации в сфере развития наук об образовании, потому что именно так изначально был обозначен статус Академии в 1943 году, – сказала Ольга Юрьевна. – Важнейшими задачами Академии до 2030 года будет прежде всего интеграция наук об образовании в общую стратегию научно-технологического развития России и изменение роли наук об образовании в обеспечении устойчивого, динамичного и сбалансированного развития нашей страны».

Президент Российской академии наук Александр Михайлович Сергеев отметил, что на РАН и РАО возложены две основные задачи: проведение фундаментальных и поисковых исследований в социальных и гуманитарных науках и формирование современной личности и генерации человеческого капитала нации.

«В условиях глобальной информатизации общества, изменений социально-нравственных ориентиров и формирования разрывов в передаче системы ценностей между поколениями совместно нам предстоит обеспечить научное сопровождение всего процесса воспитания и образования каждого человека, творческой личности, ориентированной на создание, освоение и применение новых знаний, социального оптимиста, который хочет жить или работать в нашей стране», – считает президент РАН.

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов подчеркнул, что возглавляемое им ведомство высоко ценит сотрудничество с РАО в деле обучения и воспитания школьников.

30.06 Академики выступили против избрания президентом РАО экс-министра Ольги Васильевой. «Выборы единственного кандидата возвращают нас к советской практике подмены выборов голосованием за назначенного кандидата. Никто не поверит тому, что академия столь бедна талантливыми учеными-организаторами, что не смогла найти достойных кандидатов в своей среде. Надо признать, что авторитет академии в профессиональном сообществе и так не очень велик, но фактический отказ от выборов может нанести заметный удар по ее репутации.

Выборы президента академии — это выборы разных взглядов не только на программу развития академии, но и на развитие всей системы образования, на значимость позиции академии в обществе», – заявил членкор РАО Олег Лебедев.

РАО является одной из «государственных академий», наряду с РАН, Российской академией архитектурных и строительных наук, Российской академией художеств. Ранее Российской академии образования были подведомственны профильные институты. Теперь они подчиняются непосредственно Минпросу. Некоторые из институтов РАО, по данным Диссернета, были замечены в множественной фабрикации фальшивых диссертаций, и многие имеют склонность принимать на работу лиц с липовыми научными работами. Ни один из этих институтов не проводил внутреннего расследования для того, чтобы выяснить, каким образом стала возможной защита десятков диссертаций с плагиатом.

6. Региональные новости

Хронология ключевых событий в анализируемый период

27.06 Всего за несколько дней до выпускного вечера 18 июня 2021 года в Нижнем Новгороде была уволена с работы директор «Школы Диалога», кандидат психологических наук и эксперт в области управления образованием Елена Борисовна Моисеева. Она руководила школой с 2006 года.

Событие, прямо скажем, неординарное. Но так могут считать только те, кто не погружен с головой в котел нашей управленческой кухни, где на медленном огне вывариваются руководители образовательных учреждений. С этой точки зрения нижегородская ситуация, когда для директора, по сути дела, прозвучала тюремная команда «с вещами на выход», достаточно типична.

Накануне «внезапного» увольнения якобы прошло совещание, на котором один из руководителей города вменил в обязанность директорам школ проконтролировать голосование их сотрудников в пользу вполне определенных кандидатов. В атмосфере молчаливого согласия тертых руководителей школ Моисеева заявила, что такого рода действия не входят в функциональные обязанности руководителей и противоречат Конституции РФ, ибо втягивают образование в политику.

29.06 В Калининградской области стартовала профориентационная школа «Ориентир-2021». Проект уже несколько лет является победителем конкурса президентских грантов.

Открытие школы профориентации прошло одновременно на семи площадках. В течение недели школьники будут обучаться в колледже мехатроники и пищевой индустрии, гусевском политехническом техникуме, технологическом колледже, колледже информационных технологий и строительства, прибалтийском судостроительном техникуме, колледже строительства и профессиональных технологий, калининградском бизнес-колледже.

Участниками сетевой профориентационной школы стали учащиеся 7-9 классов, в том числе дети-сироты, подростки из многодетных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Работа площадок направлена на повышение интереса старшеклассников в познании мира профессий, формирование ценности труда. Проект школы «Ориентир-2021» реализуется Ассоциацией профессионального образования Калининградской области при поддержке Фонда президентских грантов, министерства образования Калининградской области, муниципальных органов управления образованием, предприятиями и организациями – социальными партнёрами.

Школьники посетят ведущие предприятия Калининградской области примут участие в творческих групповых проектах, пройдут профессиональные пробы по выбранной специальности, а также обучатся на мастер-классах от профессионалов.

30.06 Прокурор внес представление главе Уссурийского городского округа из-за ненадлежащего содержания здания школы в Воздвиженке, о которой сказали на прямой линии Владимиру Путину, сообщил РИА Новости представитель прокуратуры Приморья.

В середине апреля в здании школы в селе Воздвиженка Уссурийского городского округа обрушилась стена, по требованию прокуратуры учебный процесс в школе приостановлен. Никто из учеников и персонала не пострадал. В прокуратуре РИА Новости предоставляли фото обрушения. На нем видно, что обрушилась стена между коридором и учебным кабинетом. Власти городского округа сообщали, что МБОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа №1», где учатся почти 500 детей, находится в двух корпусах – один 1953 года постройки, другой 1980-х годов постройки. Обрушение произошло в старом корпусе. Глава городского округа поставил задачу к 1 сентября реконструировать школу. Младшие классы будут учиться дистанционно до конца года, а старшеклассники пока учатся в Доме офицеров.

В ходе прямой линии с президентом жители Воздвиженки попросили Путина помочь построить новую школу. В администрации Уссурийского городского округа РИА Новости рассказали, что изыскивают средства на реконструкцию крыла школы, нужно 150 миллионов рублей.




Новости





























































Поделиться