Учителя // Новость

Учитесь отказывать, проверяйте домашку и обращайтесь к детям по имени: советы молодым учителям

Автор телеграм-канала «Садись, два!» Ляйсан Замалетдинова собрала список советов начинающим педагогам.
  • 30 июля 2021
  • 2640

Учитесь отказывать, проверяйте домашку и обращайтесь к детям по имени: советы молодым учителям
Фото: wp-uploads.storage.yandexcloud.net

Учительство – это непросто, а уж в первый год и подавно. Будет непонятно и сложно, будут опускаться руки и закрадываться мысли типа «Зачем мне это все надо?». Но будет, я уверена, и много замечательного и нового!

Здесь я собрала список своих советов начинающим педагогам. Не претендую на полноту и истину в последней инстанции, но надеюсь, что чем-то буду полезна.

1. Будьте открытыми и честными

По моему опыту, дети любят молодых учителей. Да, они могут вас провоцировать и будут проверять ваши границы. Поэтому сыграйте на опережение. Я, например, всегда говорила новым классам: «Я ваш друг, но не ваша подружка» – и устанавливала очень четкие правила. На моих уроках можно не вставать, но обязательно поднимать руку. Я не терплю хамства, но и не позволяю себе никакой грубости. Со мной можно поговорить о многом, но на уроке – только по теме урока. Подумайте, что вам важно в общении с другими людьми, и принесите это в класс.

Если вы волнуетесь, скажите об этом честно: «Ребята, это мой первый в жизни урок, поэтому я немного переживаю. И рассчитываю на ваше понимание и помощь. Договорились?» Искренняя улыбка завершит дело, поверьте.

2. Обращайтесь к детям по имени

Никаких «Сидоров, к доске!», умоляю. Мы не в армии. Поначалу кажется, что запомнить всех невозможно, но вы справитесь. Сделайте детям карточки с именами, пусть ставят перед собой на парту. Еще отличный способ всех запомнить – самостоятельно раздавать тетради.

3. Давайте право на ошибку себе и детям

Не знаете ответа на какой-то вопрос – скажите об этом прямо и пообещайте все выяснить к следующему уроку. Не уверены, как пишется слово – не беда, со всяким бывает. Пусть дети увидят, что учитель – живой человек и тоже может ошибаться. Право на ошибку есть у всех! Кстати, поэтому я почти никогда не снижаю оценку за одну ошибку.

4. Готовьтесь к уроку, но помните, что все может пойти не по плану

Даже если у вас есть методичка, не полагайтесь исключительно на нее. Придумывайте интересные задания, берите примеры из современной жизни. Но будьте готовы к тому, что ваш прекрасно продуманный урок может «не зайти» детям или что вы что-то не успеете, потому что 25 минут будете разбирать домашнее задание. Что ж, значит, в другой раз)

5. Не сравнивайте

Ни себя с другими, ни своих учеников друг с другом. То, что работает у одного педагога, может не сработать у вас из-за множества факторов. С детьми это еще важнее! Сравнивать можно только конкретного человека с самим собой. Хвалите ребенка за любое достижение: если он написал диктант с шестью ошибками и получил двойку, это может быть все равно победа, ведь в предыдущем диктанте ошибок было двадцать шесть.

6. Обязательно проверяйте домашку

Не давайте кучу заданий, если понимаете, что не успеете проверить в срок. Нет ничего хуже, чем приложить усилия и не получить результата. А еще я советую проверять работы любой цветной ручкой, кроме красной. Слишком агрессивно)

7. Не бойтесь просить помощи

Все ваши коллеги когда-то были на вашем месте. Часто к молодым специалистам приставляют наставников – советуйтесь с ними (см. пункт про честность). Будьте готовы, что к вам на уроки будут приходить другие учителя и завучи и, возможно, будут вас критиковать. Воспринимайте это спокойно и вдумчиво, но обязательно просите и положительную обратную связь. Не может же все быть плохо!

8. Учитесь отказывать

На молодых учителей любят навешивать все и сразу. Если вы понимаете, что со своими тридцатью часами в неделю вам сложно будет вести кружок фотолюбителей и участвовать в конкурсе «Молодой педагог-2022» – скажите об этом. Честно и аргументированно. Если руководство настаивает, то предложите поискать какой-то компромисс.

9. Читайте вдохновляющую литературу и смотрите фильмы

«Вверх по лестнице, ведущей вниз» Бел Кауфман, «Как дневник. Рассказы учительницы» Марины Аромштам – для всех учителей. «Как роман» Даниэля Пеннака, «Читай не хочу» Риммы Раппопорт, «Литература в школе. Читаем или проходим?» – для словесников.

Еще есть прекрасные фильмы «Общество мертвых поэтов» и «Перед классом». И это только то, что я вспомнила прямо сейчас навскидку.




Новости





























































Поделиться