Наука об искусстве сотрудничества
Работа над этой книгой продолжалась с 1977 по 1986 годы. Решающим поворотом в создании книги стало рождение у Симона Соловейчика, отца двух взрослых детей, сына Матвея.
Тогда он понял, что не только он воспитывает сына, но и сын воспитывает его.
«Сначала он хотел назвать книгу: “Педагогика от Матвея”. Но потом оказалось, что это история не только про него и Матвея. Это история о том, что происходит между каждым взрослым и каждым ребенком. Так появилась “Педагогика для всех”. Изданная в середине 80-х, книга стала сенсацией. Ее читали и перечитывали, передавали из рук в руки, берегли как самую большую ценность», – рассказал сын педагога, главный редактор издательского дома «Первое сентября», лидер общественного движения «Школа – наше дело» Артем Соловейчик.
Артем Соловейчик обратил внимание на прикладной характер этой книги: по его словам, автор стремился ответить на самые главные вопросы, волнующие родителей. Например, почему в одних семьях за детьми смотрят, а они вырастают дурными людьми, а в других семьях дети растут без присмотра и вырастают хорошими людьми?
Казалось бы, необъяснимость результатов воспитания может пошатнуть распространенную педагогическую веру.
Однако Симон Соловейчик дает четкие ориентиры для родителей, главная задача которых – найти контакт с ребенком.
«Воспитание без контакта совершенно невозможно. Душевный контакт с ребенком – первая и последняя проверка, как идет воспитание. Есть контакт – все идет хорошо и будет хорошо; нет контакта – ничего нельзя предсказать. Как получится, так и получится», – читаем мы в книге «Педагогика для всех».
Педагогика по Соловейчику – это наука об искусстве сотрудничества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека.
Лейтмотив книги «Педагогики для всех» и опубликованного впоследствии манифеста «Человек свободный» – это воспитание без принуждения.
Симон Соловейчик рассматривал внутреннюю свободу как природный дар, особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить.
Главное качество свободного человека – это умение жить по совести.
«Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания. На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране», – убежден Симон Соловейчик.
По его мнению, интеллигентность теперь должна быть непременным качеством каждого человека. Интеллигентом он считал человека, соединяющего в себе знания и нравственность. И призывал своих читателей: «Будем растить ребенка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше».
Эпоха перемен
Чтобы лучше понять содержание книги, ее главные идеи, необходимо представлять ту общественно-политическую ситуацию, в контексте которой она создавалась.
По словам научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, это был период, ознаменовавшийся началом кардинальных изменений в системе образования, причем инициатором образовательных реформ стали партийные органы.
12 апреля 1984 года вышло Постановление Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы».
А годом ранее главным редактором «Учительской газеты» стал Владимир Матвеев, который объединил педагогов-новаторов, в числе которых были Владимир Шаталов, Софья Лысенкова, Владимир Караковский, Шалва Амонашвили и многие другие. Как подчеркнул Александр Адамский, с учителями тесно сотрудничали ученые: основоположник развивающего обучения Василий Давыдов; руководитель временного научно-исследовательского коллектива «Школа» Эдуард Днепров (в 1990–1992 годах – первый министр образования России); художник и автор программы для школ «Изобразительное искусство и художественный труд» Борис Неменский.
«Учительская газета» стала площадкой для обсуждения образовательных инноваций, положив начало созданию авторских школ. На страницах газеты в 1986 году был опубликован манифест «Педагогики сотрудничества».
Одним из идеологов этого общественно-педагогического движения стал Симон Соловейчик.
Самым драматическим моментом в истории движения стала передача «Учительской газеты» в ведение ЦК и отстранение Владимира Матвеева с поста главного редактора.
На заседании экспертного клуба «Норма и деятельность» были продемонстрированы документальные кадры, запечатлевшие события того периода: Всероссийский съезд учителей в Кремлевском дворце съездов, выступления поэта Евгения Евтушенко и первого секретаря ЦК ВЛКСМ Виктора Мироненко в поддержку Матвеева, встреча с делегатами съезда в редакции газеты.
Все это помогло прочувствовать и понять дух и настроения той эпохи, в контексте которой создавалась «Педагогика для всех».
«Дают глоток свободы и открывают новые смыслы».
Напомним, что Симон Соловейчик в 1992 году основал газету «Первое сентября», которая продолжила лучшие традиции «Учительской» эпохи Владимира Матвеева.
На заседании клуба присутствовали представители современной педагогической прессы.
Главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов отметил, что «вся жизнь Симона Соловейчика – иллюстрация смелости мысли, отсутствия страха не быть понятым и принятым».
«Главная черта педагогической прессы – это смелость, потому что, если она не будет обладать этим качеством, она станет неинтересна ни читателям, ни даже органам, которые пытаются ее контролировать», – отметил он.
Главный редактор интернет-издания «МЕЛ» Надежда Папудогло призналась, что ее печалит состояние нынешних российских медиа: ей бы хотелось, чтобы педагогических СМИ было гораздо больше и чтобы было больше дискуссионных площадок для обсуждения образовательных проблем.
Академик РАО Александр Асмолов подчеркнул, что сегодня педагогические СМИ, несмотря на сложные условия, дают своим читателям «глоток свободы и открывают новые смыслы».
Как сегодня реализуются идеи Симона Соловейчика?
Обсуждение этого вопроса стало одним из главных на заседании клуба. Нынешние тенденции в образовании полностью противоречат инновационным настроениям 1980-х, на которые пришелся расцвет творчества Симона Соловейчика.
«Сейчас мы наблюдаем парадоксальный симбиоз архаических административных подходов и бизнес-процессов, которые, по мнению многих их идеологов, намного эффективнее гуманитарного образования. Парадокс заключается в том, что сегодня, когда многообразие стало фактом нашей жизни, институты остались прежними. Отсюда стремление к единообразию, унификации учебного материала, диктату и контролю. К сожалению, многие родители и педагоги разделяют эти взгляды», – констатировал Александр Адамский.
Примечательны в этой связи выступления экспертов, которые раньше работали в России, были хорошо знакомы с Симоном Соловейчиком, а теперь живут и работают за границей.
Какой им видится зарубежная школа и реализуются ли в ней идеи великого педагога?
Бывший редактор журнала «Педология» Ирина Умнова, уже пять лет живущая в Канаде, отметила, что общая установка школ в этой стране полностью соответствует принципам Соловейчика.
«Установка одна: что нужно именно этому ребенку? Это необыкновенный талант учителей замечать даже самые небольшие успехи детей. Дети растут с ощущением того, что их понимают, и таким образом учатся понимать сами себя и уважать свое собственное достоинство», – рассказала Ирина Умнова.
В то же время она подчеркнула, что родителей, приехавших из стран СНГ, раздражают такие гуманные подходы, им хочется, чтобы к их детям предъявляли более жесткие требования, потому что сами они росли и воспитывались в таких условиях.
Но благодаря своим детям родители постепенно перестраиваются и начинают видеть мир их глазами.
Педагог Юлия Турчанинова, несколько лет живущая в США, представила совсем иную картину: по ее словам, американская школа «забюрократизирована донельзя», «система образования пренебрегает чувствами и желаниями детей», и «свободного человека, несмотря на все усилия западной демократии, вырастить не удалось». По этим причинам ей в последнее время много приходится работать с родителями, которые активно забирают своих детей из школы.
И все-таки Александр Асмолов не случайно назвал педагогику Симона Соловейчика «трансформирующей реальность», меняющей мир благодаря особым методикам воспитания.
На этом фоне идеи великого педагога о воспитании свободного, самостоятельного человека, живущего по совести, становятся все более актуальными: ведь они способны изменить к лучшему мир вокруг нас. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.